Мой дневник
Человек, который любит Родину, баян и друзей
Всю последнюю неделю я общался с юбиляром. Моему другу, московскому музыковеду Александру Толмачеву исполнилось 75 лет, и он приехал на родину, в Челябинскую область. Александр Иванович – самый преданный и неутомимый популяризатор баянного искусства в России. Он родился в Копейске, вырос в поселке Роза, который стоит рядом с наиболее глубоким в Европе Коркинским угольным разрезом, окончил Челябинское музыкальное училище. Затем переехал в Москву, где через какое-то время стал директором государственного академического русского народного ансамбля «Россия» Людмилы Зыкиной. На Всесоюзном радио вел передачу «Играют баянисты», готовил сборник «Советские мастера баянного искусства». Сейчас, уже в XXI веке, Александр Иванович работает над большой серией компакт-дисков «Звезды русского баяна». Это подвижничество отмечено медалями: Золотой Есенинской, Георгия Свиридова, «Благодатное небо», Орденом за веру и верность, Орденом за заслуги перед казачеством. Но Александр Иванович за наградами не гонится, его волнуют проблемы другого порядка. Я учусь у своего старшего друга любви к Родине и жизни, дружбе и своему делу…
Александр Иванович живет на даче под Москвой. До недавнего времени, пока не подвели газ, сам занимался дровами. Я по своему деревенскому детству знаю, что это такое, и когда 70-летний Толмачев звонил и рассказывал, что переколол целую машину дров, это неизменно производило впечатление. Не меньшее впечатляет его умение выпивать в хорошей компании. По ходу застолья Александр Иванович становится только добрее и веселее. Как-то раз он дал мне один очень простой, но ценный совет: «Никогда не пей на официальных банкетах. Не люблю, когда незнакомые люди начинают переходить границы. Так отдыхать можно только с друзьями».
Теперь, когда не нужны дрова, мой друг с удовольствием косит траву. Его звонки неизменно начинаются с бодрого приветствия, когда он громко и по слогам произносит мое имя и отчество. Это всегда приводит меня в тонус. Когда я был у Толмачева в гостях, он так же приветствовал Александра Филипповича Ведерникова, народного артиста России, солиста Большого театра, который много лет назад уехал покорять столицу из южноуральского Еманжелинска (на этом снимке они стоят возле Коркинского угольного разреза). С легендарным оперным басом Толмачев меня познакомил в 2007 году, когда Ведерников приезжал на родину отмечать свое 80-летие.
Однажды Александр Иванович прислал мне целую посылку книг по истории и культуре России. Я их прочитал, и многое в моей любимой и противоречивой Родине стало понятнее. А теперь благодаря Толмачеву я имею все выпущенные компакт-диски наших лучших баянистов. О каждом музыковед знает интересную и поучительную историю. Особо выделяет Виктора Гридина, мужа Людмилы Зыкиной. На этом снимке они втроем: легендарная русская певица, баянист-виртуоз и «полпред баяна». Снимок сделан в 1986 году в Москве, в доме Людмилы Георгиевны и Виктора Федоровича на Котельнической набережной. В этот день Виктору Гридину привезли первый в стране шестирядный баян знаменитого тульского мастера Юрия Моторина. В доме был накрыт стол, Гридин и Толмачев попросили Людмилу Георгиевну надеть награды. Народная артистка СССР немного посопротивлялась, но согласилась. В момент съемки (с фотоаппаратом хорошо управилась костюмерша Элла Митрофанова) Зыкина поет «Подари мне платок». Ансамбль «Россия» и этот великий дуэт гастролировал в Японии, Новой Зеландии и других странах мира – залы были забиты.
Толмачев к баяну относится как к другу: «Это труженик. Таких возможностей, как у баяна, больше не имеет ни один инструмент. Например, скрипка в поле без аккомпанемента не может, рояль в доменный цех не привезешь. Работая в Челябинской филармонии, я выступал в разных местах и понял, насколько баян мобильный инструмент. Он вобрал в себя множество функций: как аккомпанирующий и сольный инструмент, как ансамблевый и оркестровый. В суровые годы Великой Отечественной войны под баян проходили концерты в прифронтовой полосе. С другим инструментом так не получится».
«Россия — баянная держава, она диктует баянную политику во всем мире, — продолжает Александр Иванович. — С 1958 года наши музыканты получают всевозможные награды на международных конкурсах. Мы являемся законодателями баянного искусства. Но сейчас заметен некоторый спад: у нас много музыкальных фестивалей, но статистика показывает разительное снижение конкурса на факультеты народных инструментов по классу баяна. Это заметно и в Челябинске, и в Екатеринбурге, и в Москве. Почему так происходит? Я думаю, что ослаблена и даже идет самотеком работа с детьми. С дошкольного возраста ребят надо отбирать, заниматься с ними и вести их. Ведь интерес стал меньше не только к баяну, но и к другим видам музыкального искусства. Чтобы дети вышли на профессиональную стезю, надо работать системно во всех музыкальных школах. А сейчас это находится в каком-то хаотичном состоянии».
Говоря о баяне и баянистах, Толмачев затрагивает общее состояние нашей культуры: «Перед музыкантами встает вопрос – как прокормить себя и семью. Я знаю многих баянистов, которые ушли в бизнес, в том числе в Челябинске. Профессор, отучившийся семь лет в спецшколе, четыре года в училище, пять лет в консерватории, три года в аспирантуре, получает какие-то жалкие гроши! Несправедливая оплата труда к хорошему не приведет. Мы видим, что лауреаты международных конкурсов меняют специальность, потому что не могут заработать… На культуру бросают какую-то кость: мол, гложите ее. Раньше наградой была гарантированная работа, возможность гастролей за рубежом. Сейчас мы имеет огромное количество этих конкурсов, и лауреаты делаются, как блины, но это мало что дает. С появлением массового телевидения понизилась посещаемость концертов. И вовсе не оттого, что стали хуже играть. Просто народ потребовал хлеба и зрелищ. Сейчас идет брожение в самом баянном репертуаре. Баянисты все больше развлекают. Пляшут, интересно играют, заводят публику» (среди аккордеонистов этим отличается Петр Дранга — на снимке).
«Петя Дранга – сын моего друга Юры Дранги. Еще есть баянист Сережа Войтенко. Но это вовсе не большое искусство, а развлекательное. Кстати, Петя и Сережа – лауреаты международных конкурсов. Но, как мы уже говорили, люди уходят из классического искусства. Ну, не может Петя заработать на жизнь Бахом, Чайковским и Мусоргским! Он нашел себя в другой сфере, и на его концерты люди ломятся. Петя мог бы этого не делать. Его жизнь заставила. Да, сейчас вообще много баянистов-авангардистов. Пробуются разные направления, но не все приживаются. Все-таки мы слушаем старых мастеров».
На Международном фестивале музыки для баяна и аккордеона в Санкт-Петербурге Александр Толмачев говорил, что необходимо сохранить историю баянно-аккордеонной исполнительской школы в России. Он обеспокоен замалчиванием имен людей, которые первыми выводили баян на большую концертную эстраду: «Надо их помнить. Выпуская диски, где содержатся мои статьи об исполнителях, их произведения и фотографии, я отдаю должное нашим баянистам разных поколений. Последние четыре выпуска серии «Звезды русского баяна» были посвящены зарождению русской баянной школы 20-х годов. Планирую выпустить произведения второго поколения русской баянной школы: Сурикова, Колобкова, Казакова, Галкина. Публику надо воспитывать! В первую очередь, необходимо привлекать к музыкальному искусству детей. На основе моих дисков можно создать целую серию легких и доходчивых лекций с показом живого материала. В феврале этого года впервые в истории открыли памятник народному артисту России, баянисту-виртуозу и человеку-легенде Виктору Гридину. Этот бюст в Курске – первый и пока единственный. Может быть, появятся памятники и другим баянистам».
В селе Октябрьское Красноармейского района в честь Толмачева устроили целый праздник. Юбиляр был растроган — здесь, в соседнем селе Севастьяново, прошло его военное детство. Он подарил школе искусств 300 экземпляров дисков из серии «Звезды русского баяна». Всю неделю, которую Александр Иванович провел в Челябинской области, охотно общался с земляками и педагогами, побывал на погосте родителей. «Я словно еще одну жизнь прожил», — признался Толмачев.
Вернувшись в Москву, он позвонил и сказал, что скоро пришлет новые диски. С Толмачевым не соскучишься. Здоровья Вам, Александр Иванович!