Мой дневник
Братьям не нужен документ о старшинстве (слово о православии и других конфессиях России)
Россия продолжает мучительный поиск своей идентичности. Всю последнюю неделю в стране обсуждают идею, озвученную на заседании Межфракционной депутатской группы Государственной Думы РФ в защиту христианских ценностей. 22 ноября народный избранник от партии «Справедливая Россия» Елена Мизулина предложила добавить в преамбулу Конституции РФ пункт о православии как основе национальной и культурной самобытности России. Коллеги ее поддержали. После этого по проблеме не высказался только ленивый. В непрекращающемся многоголосии меня настораживает однозначность, а порой категоричность оппонентов и их непонимание глубинной сути нашей уникальной многонациональной страны. Удивляет также желание некоторых церковных иерархов представить все так, будто РПЦ здесь ни при чем.
Так надо ли юридически закреплять православие как основу национальной и культурной самобытности России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо просто и честно вспомнить историю страны и поговорить о базовых ценностях нашей цивилизации.
Россия остается страна крайностей. Одна часть просвещенной публики открыто и, как мне кажется, излишне рьяно костерит «попов», другая ходит в храмы и свято верит в Бога. Несколько месяцев назад в Челябинске побывала Ирина Прохорова — литературовед, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», глава одноимённого издательского дома, телеведущая канала РБК-ТВ, больше известная широкой публике как сестра олигарха Михаила Прохорова. Она много говорила о культуре и обходила роль религии в ее становлении. Это вызвало недоумение. Все понимают, что наша культура сформировалась на базе христианства, православия. Но, как оказалось, еще большее недоумение может возникнуть, когда чрезмерно впадают в другую крайность.
Присутствовавший на упомянутом заседании межфракционной депутатской группы председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал инициативу изданию Slon: «Я сам об этой идее узнал относительно недавно, буквально только в среду увидел текст, с которым выступает группа общественных деятелей». Далее Чаплин отметил: «Общественная мысль не стоит на месте. Никаких импульсов по крайней мере Церковь не давала. Но было бы странно отрицать право людей на те или иные новации».
Поясняя свою позицию ИТАР-ТАСС, депутат Елена Мизулина подчеркнула, что речь идет об упоминании «значения православия в развитии истории России», а не «госрелигии» или ее «определяющей роли». Как оказалось, предложение появилось после обращения граждан в комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, который возглавляет Мизулина. Газета «Ведомости» уточняет, что имеется в виду обращение участников конференции «Триумф и крушение империи: уроки истории», приуроченной к 400-летию династии Романовых и прошедшей 10 ноября. Ее участники приняли текст обращения. В нем говорится: «Так же, как законодательно закреплен государственный суверенитет Российской Федерации, мы призываем закрепить ее суверенитет духовный, признав в Конституции России особую роль православия. Конституционное закрепление духовного суверенитета позволит нашей стране сохранить национальную идентичность, государственную независимость и убережет от новых потрясений. Без этого шага никакие экономические успехи не гарантируют нашей Родине спокойствия и процветания. Пример крушения Российской империи в 1917 году с беспощадной ясностью демонстрирует, что при духовном кризисе инвестиционный климат не поможет». Стоит заметить, что в упомянутой конференции участвовали министр культуры Владимир Мединский (на снимке) и оскароносный кинорежиссер Никита Михалков.
Преамбула Конституции России недвусмысленно гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». Идею закрепить здесь еще и особую роль православия поддержали более 45 тысяч человек. Голосование идет на сайте «Православная инициатива». Там же опубликован текст обращения к Президенту РФ, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации с призывом внести поправки в Конституцию, отражающие особое значение православия.
Возникает естественный вопрос: не обидит ли такая поправка представителей других конфессий? Протоиерей Всеволод Чаплин отметил: «Предложение, безусловно, вызовет дискуссию, достаточно оживленную и эмоциональную. Ну, пусть дискуссия разворачивается. Я считаю, что любые предложения стоит обсуждать. Известно, что многие люди в обществе относятся критически к тем идеологемам, которые доминировали в начале 90-х годов, когда в ускоренном темпе принималась нынешняя Конституция, и новые идеологемы могут оказаться близкими нашему обществу. Стоит сегодня всерьез спросить друг друга, в том числе в рамках самых серьезных дискуссий». При этом он уточнил, что речь идет именно о дискуссии, никаких юридических последствий поправка пока не имеет.
На сайте «Православие и мир» на вышеозначенный вопрос обстоятельно и грамотно отвечает один из создателей и идеологов обращения участников конференции «Триумф и крушение империи: уроки истории», доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО Максим Исаев: «Конституция — это документ, который оформляет соотношение политических сил в обществе, сложившееся в момент ее принятия, — поясняет он. — Наша Конституция была принята в 1993 году. В то время победила определенная точка зрения на историческую судьбу России, имя ей — либерализм и все, что с ним связано. За 20 лет эта точка зрения полностью себя дискредитировала: та социальная обстановка, которую мы имеем, две жутчайшие войны в Чечне — все это следствия либерализма.
Внесение концептуальных изменений в Конституцию было бы невозможно без изменения общественного настроения. Но общественное настроение налицо. Выставка в Манеже, посвященная династии Романовых, стояние перед поясом Пресвятой Богородицы у Храма Христа Спасителя — все это общее настроение. И оно свидетельствует: изменения произошли, ситуация — и политическая в том числе — поменялась.
Конституция как юридический документ — неоднородна. Она состоит из преамбулы и основного текста, девяти глав. Существующее законодательство о внесении изменений в текст Конституции касается основного текста. Про преамбулу там не сказано ничего, ее банально забыли упомянуть, и это серьезный конституционный пробел. Он стал возможен потому, что юристы — всегда формалисты, а преамбула — это вещь не обязательная, она не имеет нормативной силы. Это скорее политический и, если хотите, даже идеологический документ. Он отражает наш настрой как нации, единого народа. Ставит ориентиры нашему обществу и показывает, куда и зачем мы должны двигаться. И я считаю, что в преамбулу Конституции можно и нужно внести редакционные поправки, которые говорили бы о нашем духовном суверенитете, базирующемся на православных ценностях».
Касаясь реакции других конфессий, Максим Исаев заявил: «Все зависит от редактуры. Несомненно, нельзя противопоставлять православие другим конфессиям. Но при этом нужно показать: православие — это конфессия государственно образующая. Наше государство возникло благодаря свету истины, проникшему к нам через Византию по мудрому решению князя Владимира. Наша государственность взята через Православную церковь. В то время как остальные конфессии — государственно поддерживающие.
Возьмем, к примеру, ислам. Чем были исторически исламские государственные образования на территории нынешней европейской России? На юге — это окраины исламских персидских и турецких империй. В Поволжье — это остатки золотой орды, разложившейся в результате внутренних противоречий. То есть, с исторической точки зрения ислам не может быть государственно образующей религией в России. Но это, безусловно, религия — государственно поддерживающая. Она гарантирует лояльность своих приверженцев российскому государству.
Вот, государь Иван IV взял Казань — историки говорят, крови при этом пролил очень много. Но проходит всего лет 60, наступает Смутное время, и кого мы видим в ополчении, идущем выбивать поляков из Кремля? Татар! Или башкиры, Салават Юлаев, сподвижник Емельки Пугачева — его восстание буквально потопили в крови. Но уже через 40 лет мы видим башкирскую конницу на Бородинском поле, а потом еще в знаменитом сражении под Лейпцигом. Все это говорит о том, что мусульманские народы интегрировались в наше государство очень давно. И, конечно, входить в эти регионы нужно осторожно, ничего не противопоставляя. Но, повторюсь, их религия не стояла у истоков образования государства».
Я попросил высказаться другого православного человека, челябинского поэта и краеведа Сергея Тимошенко. «Нет ничего плохого, что в Конституции отразится великая роль православия в становлении государственности России, в сплочении народа в грозные, трагические годы, — считает Сергей Александрович. — Сегодня усиливается безнравственность, бездуховность. И православие может сыграть очищающую роль, помочь уйти от соблазна греха, денег, увеселений. Единственно – как все сформулировать. Необходимо сделать это тонко. Писать в преамбуле об особой роли православия не надо. Надо только включить слова, что с ним связаны истоки России. Такая формулировка не вызовет противодействия, это примут и мусульмане, и буддисты, и иудеи. Тут должен быть принцип, как в медицине – не навреди. Надо сформулировать все толерантно, корректно. И никто здесь не говорит об исключительности. Зачем это надо делать? У нас нет идеологии, убрали, но это лукавство — идеология есть в любом государстве. Она нам нужна, чтобы выйти из духовного, нравственного кризиса. Он опасен, может привести к полному упадку духовного состояния. Никто не говорит об исключительности православия. Процессы, которые идут в мире — глобализация, усиление опасности терроризма — говорят, что необходимо усиливать роль всех религий. Все должны нести добро. Во многих страна, не только в нашей, а в западных и восточных, были слиты воедино государственная и церковная власти. Это играло положительную роль. Почему сегодня надо отрицать эту роль? Перед лицом глобальных кризисов требуется, чтобы на душу человека влияли пастыри всех конфессий».
«Придумали же термин — «государственно поддерживающие», — недоумевает кандидат исторических наук, член Международной тюркской академии Луиза Алмаева. – Государственно образующими были три группы народов России: финно-угорская, тюркская и славянская. Об этом уже 100 раз сказано! И Президент России Путин отмечал, что Россия складывалась как многонациональное государство. Недавно под давлением Татарстана и Башкотостана убрали из учебников истрории словосочетание «монголо-татарское иго», не было его, был военно-политический протекторат. Но не всем это нравится. Даже когда отмечали 1000-летие Казани, это вызвало вопросы: как это, получается, что Казань образовалась раньше Москвы? Но историки, археологи доказали, что были Великий тюркский каганат, Волжская Булгария.
Вспомните времена феодальной раздробленности Киевской Руси. Шли междоусобные войны, правители убивали друг друга. Благодаря ханам, пользуясь их ярлыками на княжество, они объединились. Если брать Московское централизованное государство – Владимир, Суздаль, Новгород, Ярославль и т.д., то это русское государство. Это нынешнее золотое кольцо. За его границей в X-XII веках ноги славянской не было. Если бы государство осталось в этих границах, оно бы не стало таким многонациональным. Но следует помнить, что оно расположилось на финно-угорских землях. У знаменитого города Мурома – финно-угорское название! Миролюбивые финно-угры помогали русским осваивать земли с непростой природой и сложным климатом. То есть по факту финно-угры не просто поддерживающая группа народов, а стоящая у истоков, государственно образующая! Если государственность России начинается с финно-угров, то почему отрицается их роль?
Русь постоянно взаимодействовала с Хазарским каганатом и Волжской Булгарией. В XI веке был неурожай, из Волжской Булгарии на Русь шел спасительный хлеб. Мастера Волжской Булгарии строили на Руси храмы, соборы. А потом, когда государство стало сильным и централизованным, оно начало вести войны, разрастаясь на восток и запад».
Истоком государства является не только религия, но и земля, на которой оно складывается. В той же мере истоками являются народы, испокон веку живущие на этой земле, их культура. Культура русского народа формировалась на основе православия, это наша душа. До 1917 года у него была такая позиция, что представителям других конфессий не требовалось особых пояснений, расклад всем был ясен. Февральская буржуазно-демократическая революция дала народам свободу. А в 1922 году их вновь собрали под одной крышей, теперь уже советской. СССР стал юридически федеративным государством, а по сути — унитарным. За годы советской власти русские больше других пострадали в коммунистическом идеологическом котле, но все-таки сохранили свою веру и культуру. В 1991 году Союз распался. Республики стали суверенными государствами. Изменилось и положение республик внутри России. После известных слов первого Президента РФ Бориса Ельцина они брали суверенитета столько, сколько могли проглотить. Потом появились федеральные округа, стали приводить к одному знаменателю законодательство.
Как бы то ни было, за несколько десятилетий СССР и новой России народы нашей страны почувствовали свою значимость. Это принципиальный момент. У них появилось больше общего. Мало того, среди всех народов есть люди верующие и неверующие. Верно ли в такой ситуации делать в Конституции акцент на православие, роли и значения которого в России никто не отрицал и не отрицает?! Можно ли выпячивать ту или иную конфессию, если у нас многонациональное, многоконфессиональное государство? Это в США все, кроме притесненных индейцев, понаехали, а у нас дружественные и равноправные этносы живут на своей земле. И здесь абсолютизация любой религии, любой национальности идет в ущерб миру и согласию. В полиэтническом государстве такой подход недопустим. Если новые идеологи православия этого не понимают, то они просто не слышат народы, которые живут рядом с ними. Выпячивая, пусть даже с оговорками, православие, они забывают, что сейчас у нас не русское и даже не славянское, а российское государство, в котором никакой народ не хочет и не должен быть где-то сбоку, присоединившимся и второстепенным. В многонациональной России нельзя абсолютизировать ни одну нацию, ни одну конфессию. Все народы равны! Все народы равноценны! И любое нарушение баланса может привести к межнациональным конфликтам.
Более того, в современной России отношения между народами нельзя строить на формальной и жесткой основе. Как русский человек я могу сказать, что мой народ и религия моего народа, православие, не нуждаются в таких формальных подпорках, какие предлагают новые идеологи. Несмотря на все трагические перипетии истории нашей многострадальной страны, мы, русские, а вместе с нами и другие народы Евразии, обладаем божественным даром объединять этносы, с которыми живем на одной шестой части суши. Объединять, никого не обижая и не ущемляя. Мы по факту это делаем, а не по формальной букве закона! Давать нам, русским какие-то политические и юридические преференции могут люди, не понимающие нас, не понимающие своего народа и своей страны, межэтнической и политической ситуации внутри нее. Мы без всего этого должны быть для своих сограждан разных национальностей примером достойной жизни и отношения к собственной истории, вере, культуре. Здесь требуется чистая душа и чистое сердце, требуется инструмент ювелира, а не топор. В России надо мудро балансировать, не допускать столкновений, а новые идеологи православия действуют «весомо, грубо, зримо», и только провоцируют другие этносы.
Да, когда-то можно было колонизировать другие страны и народы, делить их на главные и второстепенные. Но сейчас на планете иная погода. Есть теория четвертого мира. Ее главный посыл: ни одна нация не хочет быть второсортной, не желает ущемления своих интересов. Все бьются и отстаивают свою национальную идентичность. Позволять себе делить народы России на первосортные и второсортные, еще и несовременно. Бог не для того дал нам такое богатство этносов! Западные страны чувствуют вину перед своими колониями, а у нас-то была континентальная империя. Мы, в отличие от Англии, Испании и т.д., не порабощали народы, мы вовлекали их в свой политический, экономический и культурный оборот. Мы помогали им развиваться, жили с ними, вступали в браки, дружили, становились братьями. И что, сейчас начнем своим братьям предъявлять юридические претензии, прописывать в документах, кто старший, а кто младший? Это просто глупо и недальновидно. Нельзя в многонациональном государстве играть с такими вещами.
Похоже, новые идеологи надеются на неграмотность населения и чувство самосохранения государственной и религиозной элиты многонациональных регионов. Не думаю, что народы, российские республики все стерпят и промолчат. В чеченском правительстве уже выступили против идеи закрепления в Конституции роли православной религии в ущерб исламу.«Только безумец может отрицать огромное влияние православия в истории России. Однако это еще не повод для того, чтобы в основном законе страны обойти молчанием роль и значение ислама, который также является неотъемлемой частью исторического наследия народов России и вторым по распространенности в обществе вероисповеданием», — говорится в экспертном заключении департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации главы и правительства Чечни.
В последнее время в России идет серьезный разговор о том, что стране нужна национальная идея. Я сам не раз писал об этом. Не удивительно, что о том же повели речь на заседании межфракционной депутатской группы по защите православных ценностей. Но одно дело – поговоритьь между собой, выразить обеспокоенность падением нравственности, и другое – облечь все это в форму законодательного предложения. Я сомневаюсь, что такая инициатива появилась после подсказки из администрации Президента РФ. Да, в Кремле и в Министерстве культуры РФ в последнее время интенсивно поднимают наше национальное самосознание (отсюда – многочисленные материалы на ТВ, разного рода форумы и т.д.), но вряд ли кто-то хотел прозондировать общественную почву по поводу особой роли православия, уж больно вопрос опасный. Нам нужна идея, но она должна быть не разъединяющий, а объединяющей! Можно по разному относиться к коммунистической идеологии, но никто не будет отрицать, что она покрывала все народы исторической России (СССР) одной общей крышей. У России сейчас есть точка, в которой соединяются вера и знание, история и современность, этносы и их сакральность. Это евразийство. От нее и надо формулировать нашу идентичность, строить страну. И почему люди во власти этого не понимают?
И еще. Сегодня в Челябинском государственном педагогическом университете прошли XX Бирюковские чтения (краеведческие). Там была секция «Этнические процессы: история и современность». И большинство докладов было посвящено русским и православным традициям на Южном Урале. Как будто у нас не живут другие этносы…
Комментарии(1):
Что ходить вокруг да около... Как в семье, где нет главного, все считают себя за старшего. Так и среди народов России - тот же эффект. Если и дальше лишать русских право на то что они создали Россию, они есть ее корень, то все рухнет. Сколько вы не будете петь свои заклинания про стабильность...
Дедушка Алеша 17 июля 2015 года