Sтраница Основного Sмысла

2 декабря 2013 года

Социокультурный проект «Русская идея»

ГП

В редакцию Гуманитарного журнала пришел необычный материал. Его автор – почетный полярник Геннадий Чеурин из Екатеринбурга. По профессии радиоинженер системщик, в течение почти 20 лет изучает проблемы выживанием человека в экстремальных ситуациях. Они вывели его на глубокое понимание вопросов, которыми занимается редакция ГМ — глобального взаимопонимания в условиях полиэтничности, многоосновности и т.д.    
———————————————————————————————-————-
Вначале — определение: «Идея — форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Постигая действительность, идея включает в себя сознание цели  дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идеи обобщают опыт предшествующего развития знания и служат в качестве принципов объяснения явлений». Как известно, «знание закономерностей освобождает  от необходимости анализировать новые факты».

1.    Анализ ситуации

Тема «Русской идеи» настолько знакома любому российскому интеллигенту, что всякая попытка поднять ее рождает достаточно обоснованные подозрения в изначальной ненаучности. В России были дореволюционные философские кружки, есть труды Ильина (на снимке), Бердяева, Данилевского, Достоевского, Федорова, Соловьева, Леонтьева, Лосского, Франка, Булгакова, Толстого, Вышеславцева, современные исследования Нарочницкой. На освоение этого массива информации можно потратить жизнь, и не одну! ИльинВозраст самой русской идеи равен возрасту России (Иван Ильин).
Немалое количество специалистов так прямо и заявляют: «Не надо искать русскую идею в каком то рафинированном виде». Они считают, что само обсуждение всех без исключения аспектов русской (российской) жизни и есть русская идея. И вопрос: «Что такое русская идея?» — риторический, не требующий ответа.
Многовековая традиция философских споров даже сформулировала целый ряд проблем, которые по определению не требуют решения. Это так называемые вечные вопросы. Однако в середине 90-х годов первый Президент России Б.Н. Ельцин  (царствие ему небесное) призвал большую группу ведущих специалистов-обществоведов, предоставив даже на некоторое время комфортные условия, чтобы они сформулировали, наконец, эту самую русскую идею. По форме постановки задачи напоминала истинно русскую сказку: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что!» Но … то ли «царь» оказался не тот, то ли вопрос был поднят не вовремя, а может «Иван-дурак» был в ту пору призван на другую службу, но ответ не получен до сих пор! Может быть, нынешнему Президенту России суждено будет его услышать.

2.    Актуальность проблемы

Автор этих строк, будучи «по происхождению» радиоинженером-системщиком, в течение почти 20 лет занимаясь проблемами выживания человека в экстремальных ситуациях, пришел к выводу: отсутствие ответов на вечные вопросы влечет особую проблему именно для России. Известно, что РФ по числу пострадавших в чрезвычайных ситуациях на порядок (!) опережает ведущие страны остального мира. ПРПричем до 80 процентов происшествий происходят по вине человека, совершающего порой совершенно необъяснимые поступки. А эта необъяснимость определяется именно высочайшим уровнем социальной тревожности! Возможно, ее не было бы в принципе, не трать человек время и моральные силы на попытки переварить общеизвестный «информационный взрыв».
Вот почему эти вопросы связаны с проблемой национальной безопасности страны. А, учитывая геополитическую роль ядерной России, — и безопасности планетарной!
2.1. В течение XX века человечество убедилось в еще одном глобальном новом понятии: война как универсальное средство решения всех проблем, как внешних, так и внутренних, себя полностью исчерпало.
Действительно, все без исключения войны XX века только усугубили проблемы, существующие между сообществами и этносами! Вдобавок создали ещё и новые…
Есть все основания полагать, что ОЕобъединенная Европа, при всей привлекательности этого явления, не обладающая российским опытом полиэтничности и (по Н.Я. Данилевскому) многоосновности, увы, уже потеряла свое главное многовековое достижение — сравнительно мирное сосуществование в разделенности. Оглушительный провал  общеевропейской Конституции  и европейская межнациональная напряжённость — ярчайшая тому иллюстрация.
Есть все основания полагать, что русская идея необходима миру как глобальный опыт взаимопонимания в условиях многоосновности  (три международные конференции по общественно безопасности, прошедшие в Ярославле, — повод для оптимизма).
2.2. После распада СССР, возникновения новых общественных отношений, новые границы, как государственные, так и межличностные, должны иметь конкретное обоснование.
2.3. Следует особо отметить, что это знание, испокон веков считавшееся жреческим, было уделом посвященных. Рядовой же гражданин, не доросший, был от него отграничен, для его же спокойствия и сохранения.

3.    Аналоги постановки и решения подобных задач в истории

При всей фантастичности таковой глобальной постановки задачи человечество имеет как минимум уже два (!) прецедента разрешения.
3.1. Вспомним методологический кризис середины XIX века, связанный с тупиком в области поисков «философского камня». АлАлхимики создали грандиозный массив фактологической информации, связанной со взаимодействием веществ (в области минералов). Они же нагромоздили ряд риторических вопросов, сделали массу открытий, не имеющих квалифицированного объяснения. И критерием научности являлось умение поставить очередной вопрос!
Периодический закон Д.И. Менделеева, обнародованный именно в России, все расставил по местам: объяснил закономерности взаимодействия элементов и состоящих из них минералов, простроил пути открытия «новых» элементов, ответил практически на все риторические вопросы алхимиков. И подвел черту под идеей получения «философского камня» .
В результате алхимия превратилась в стройную науку — химию.
3.2. Вторая, аналогичная, также разрешенная проблема — кризис в области механики и физики рубежа XIX-XX веков. ЯЭКлассическая механика, казалось бы, незыблемая, уже не объясняла некоторые явления. Что послужило причиной возникновения известного тезиса о принципиальной непознаваемости окружающего мира, о неправильности теории Ньютона. Но после  открытия в области радиоактивности и квантовой механики механика классическая заняла свое подобающее место в общей структуре знания. Человечество получило еще один глобальный инструментарий — ядерную энергетику!
3.3.  Ныне следует предположить, что человечество стоит перед еще одним глобальным открытием. Если 130 лет назад структурированы взаимодействия в области  химических элементов, в начале XX века — в области высоких энергий, то следующим этапом следует ожидать ответа на вопрос структурирования общественных и межличностных отношений. В философской мысли это отражается в виде проблемы онтологического, экзистенциального кризиса.  Возможно, структурирование того, что мы называем здесь русской идеей и является вариантом ответа.
3.4. Предвидя обоснованную критику в свой адрес за очередные «глобалистические замашки», автор призывает своих будущих оппонентов обратить внимание на следующую особенность: упомянутый МенПериодический закон Менделеева до сих пор не имеет строгого, математически обоснованного доказательства. И подвергается с момента обнародования яростной критике. И не опровергнут по одной лишь причине — отсутствия в окружающем мире явлений, ставящих этот закон под сомнение.
Желающих его опровергнуть до сих пор немало. А 130 лет назад их было огромное количество.
Но, выдвигая все новые и новые претензии к «таблице Менделеева» (впоследствии легко опровергаемые), оппоненты стыдливо «не замечали» главной особенности: даже беглого дилетантского взгляда на таблицу было достаточно для квалифицированного вывода: «философский камень» — фикция.
И, учитывая всем известную «структуру финансирования» алхимических проектов, становится понятно: Менделеев далеко не первым открыл этот закон. Открывали и раньше — и тут же «закрывали», пока «никто не увидел»!  Никому не хотелось гарантированно оставаться «без работы» (теория «общемирового заговора» здесь ни при чём, чистейший бизнес, не более того).
ПААвтор смеет предположить, что причина нынешнего «неоткрытия» структуры общественных и межличностных взаимоотношений — аналогична. Современные экономические и политические «алхимики», прекрасно обо всем осведомленные, прилагают максимум усилий для удержания этого знания исключительно в среде своих сторонников, вплоть до вложения существенных ресурсов — как моральных так и материальных, в попытки остановить обнародование !
Понять их можно… И поэтому одна из глобальных проблем — это и наша забота об их психологическом здоровье. Иначе даже сбор участников для обсуждения темы может превратиться в неразрешимую задачу.

4.    Защита от несанкционированного применения

Упоминаемые прорывы в области познания — Периодический Закон Д.И. Менделеева и ядерная энергетика имели, кроме известных положительных аспектов, еще и некоторые отрицательные для человечества последствия.
Химия, предоставив человеку возможность синтеза новых, ранее не существовавших в природе веществ, во много раз повысила его защищенность от воздействия окружающей среды. Но в то же время родила угрозу экологической катастрофы: окружающая среда не в силах «переварить» последствия неограниченной свободной деятельности человека в этой области. Под вопросом само существование человека как биологического вида на Земле.
ЯКЕще больше проблем породили достижения ядерной энергетики: в итоге технического прогресса, реально подойдя к решению проблемы «термояда» и в итоге — к практической неисчерпаемости источника энергии, человечество оказалось заложником ядерных кнопок, число которых уже приближается к двузначной цифре! Человечество уже, увы, способно за считанные минуты уничтожить самое себя. Хватит ли мудрости и выдержки?
Итак, фундаментальные открытия в области минералов и энергетики уже поставили человечество на грань выживания. Мы же стоим перед открытием еще более глобальным: в области социальных, психоэмоциональных отношений! И выдержит ли человечество груз нового знания?
И поэтому в  вариант обнародования русской идеи внесен критерий защиты от применения человеком, не готового владеть этим знанием. То есть форма обнародования при своей открытости предусматривает неусваиваемость для потенциального профана, способного вольно либо невольно спровоцировать  как  глобальную, так и личностную  катастрофу.
   
5.   Авторские апробации

В качестве снования  для  варианта обнародования русской идеи автор использовал так называемую «Русскую Лествицу». Материалы по этой теме неоднократно публиковались иными авторами. Но тема всегда была зашифрована, представлялась в иносказании (с целью защиты от несанкционированного применения). ГоИсторическая   попытка  обнародовать в печатном виде прямой текст — второй том «Мёртвых душ» (Н.В. Гоголь). К счастью,  предполагаемая публикация было, как известно, остановлена самим автором, а рукопись им же и уничтожена.
Автор этой работы выдаёт «Русскую Лествицу» в своём изложении устно, в течение трех-четырех часов на финише трёхсуточного (36 учебных часов) сертифицированного органами образования с 1997 года, семинара, проходящего по методике психологического погружения.
В течение последующих 15 лет автор предпринимал неоднократные попытки минимизировать этот учебный процесс. Однако, после некоторых, в высшей степени неудачных попыток, пришлось отказаться от экспериментов. По причине невозможности в более сжатые сроки сформировать общий для всей многоосновной (по Н.Я. Данилевскому) группы специфический метаязык.

6.    Результат апробаций

У освоивших этот массив знаний под наименованием «Русская идея» («Русская Лествица») значительно снижается  уровень социальной напряженности за счет:
6.1. Снижения информационной нагрузки на личность (без потери контроля над окружающей обстановкой) как минимум в пять-восемь раз (!).
6.2. Получения осмысленной модели происходящих в России и в мире событий. КЛПолитическая и экономическая борьба в итоге представляется следствием закономерных событий, поддающихся контролю со стороны каждой отдельной личности.
6.3. В течение  трёхсуточного семинара слушатели получают   возможность самим формулировать квалифицированные ответы (с возможностью дальнейшей трансляции информации) на практически все возникающие впоследствии вопросы.
6.4. В качестве примера работоспособности методики можно привести темы публикаций, появившихся уже во время регулярного проведения занятий:
— Чем  Россия от других стран отличается?
— Объяснение  сущности, происхождения и перспективных мер противодействия  фактам проявления девиантного поведения (терроризма);
— Возможность применения реальных программ борьбы с зависимостями значительной части населения от никотина, алкоголя и наркотиков;
— Традиционные русские методики воспитания нового поколения;
Гл- Как России вести себя  в эпоху глобализации?
 — Русская конфликтология;
— Выживание в природных экстремальных ситуациях без снаряжения;
— Русское традиционное нравственно-патриотическое воспитание;
— Экстренная доврачебная помощь в ЧС при отсутствии медикаментов;
— Экстремальное плавание;
— Переохлаждение человеческого организма;
— Реконструкция, организация и проведение древнеславянских      массовых праздников;
— Постэкстремальное восстановление;
— Русский традиционный Символ Права;
6.5. Граждане находят свое оптимальное, лично осознанное место в очередном «переломе истории», который, если уж и случился, то представляется не как безнадежная деструктивная катастрофа, а как своеобразный «капитальный ремонт»!

7.    Выводы

Итак, авторский вариант «Русской идеи» («Русская Лествица»),  представленный  к  устному обнародованию,  удовлетворяет следующим критериям:
7.1. Представляема в течение не более трёх суток на общепринятом языке (русском), и в форме, усваиваемой не менее 71 процентом аудитории, представляющей любые слои населения России.
ВМ7.2. Предоставляет освоившим этот массив знаний «ключ» к ответам на вопросы мироздания.
7.3. Имеет защиту от несанкционированного применения, способного нанести ущерб как обществу, так и  личности (принципиально устное изложение, для группы специалистов, предоставивших своё  личное время в течение ТРЁХ суток).
7.4.  Автор предлагает подойти к проблеме  обнародования «Русской идеи» как к некоему объекту познания и применить к ней хорошо известные приемы и методы научного исследования. И попытаться ее спроектировать! Написать своеобразное «техническое задание на проектирование». По канонам, хорошо известным инженерам-системщикам.
Автор рассмотрит практические предложения по формулированию технического задания (особо – готовые, разработанные проекты), а также представить для квалифицированной оценки свою версию  «технического задания», отвечающую вышеизложенным требованиям.
ГЧ

 

Геннадий Чеурин,
почетный полярник, руководитель Учебного центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций экспедиции «Сибирский путь».
Екатеринбург