Мой дневник
Как избавить россиян от растущего чувства тревоги и страха?
На мою электронную почту пришло письмо, в котором рядовые граждане Уральского региона от себя и большинства жителей страны в сложный исторический момент выражают поддержку Президенту РФ Владимиру Путину и «одобряют его усилия по созданию великого Российского государства». Под текстом стоят подписи: Владимир Цветов – предприниматель, Сергей Голуб – строитель, Сергей Харлов – водитель, Гарри Сейфер — пенсионер, ветеран Вооруженных сил, Александр Меренков – врач, Надежда Вдовина – учитель, Оданбай Садулаев — трудовой мигрант из Узбекистана, Вероника Мугуева – домохозяйка, Олег Щекотов — временно не работающий. Высказав главе государства слова благодарности за успехи нашей страны на международной арене, за то, что он «своей непреклонной позицией в решении сложнейших вопросов мировой политики, руководствуясь положениями устава ООН и нормами международного права, стал для мировой общественности, мерилом честности, порядочности и законности», авторы далее взывают: «Вы — наш президент, национальный лидер. Мы просим Вас продолжать свой курс по возрождению Великой России. Понимая, что это непростой путь, мы все же полагаем, что будущее нашей страны напрямую связано с укреплением ее суверенитета, расширением ее геополитического влияния как на пространстве бывшего СССР, так и в других регионах Евразии. Именно так мы сможем защитить свои экономические интересы, обеспечить модернизацию национальной промышленности, а значит – сохранить и увеличить уровень благосостояния каждого гражданина России. Мы считаем, что идея Великой России, вобравшая в себя наш исторический опыт, традиционные ценности и инновационный выбор – и есть ключевая «духовная скрепа», основа развития страны в ХХI веке. За Вами большинство граждан нашей страны. Действуйте, Владимир Владимирович! Мы Вас поддержим».
Это письмо вызывает много эмоций и мыслей.
Получив послание главе государства, я попытался выяснить, кто его направил на мой адрес, кто инициатор обращения и как собирались подписи. Послал письмо с такими вопросами отправителю. Ответа не получил. Интернет подсказал, что обращение к Президенту России пришло из «Корпорации развития» (бывший проект «Урал промышленный – Урал полярный»), которая близка к вертикали власти. В этом нет ничего удивительного — подобные послания всегда кем-то организовываются, инициаторы подсказывают «авторам», на что обратить внимание. Мы это помним еще по советским временам, элементы которых сейчас реставрируются. Чувствуется режиссерская рука и в процитированном письме. Но мне совсем не хочется акцентировать внимание на этом моменте. Главное в другом: Президенту России действительно нужна поддержка снизу. Ему необходимы точки опоры в обществе. Не имея развитых гражданских институтов, глава государства вынужден сам их придумывать. К сожалению, получается не всегда удачно. Так был создан Народный фронт, к которому снова приложили руки региональные власти, и где собралось немало карьеристов, не нашедших себя в прежних околовластных структурах. Так родилось и вышеупомянутое письмо, инициаторы которого неуклюже пытаются скрыть свою роль в его подготовке.
Политики и чиновники зачастую думают только об обеспечении своему патрону «всенародной поддержки» и забывают о сути самих вопросов. Между тем, все, что пишут авторы обращения к Владимиру Путину, действительно волнует многих россиян, и не только политически озабоченных. Впрочем, трудового мигранта из Узбекистана и временно неработающего уральца, наверное, больше заботит все-таки не «Великая Россия, вобравшая в себя исторический опыт», а проблемы более конкретного, земного плана. Хотя – кто знает, бывают и среди таких людей оригиналы. Но вот ведь «парадокс» — решение их житейских проблем действительно во многом зависит не только от собственной разворотливости, действий работодателей и местных властей, но и от того, как все мы справимся с глобальными задачами. То есть, несмотря на все оговорки и «читаемость» действий чиновников, главное, на мой взгляд, в том, что в письме отражена настоящая гражданская тревога и связанная с ней нервозность. Организаторам и настоящим авторам пусть несколько прямолинейно, но все же удалось переключить людскую тревогу за свою повседневную жизнь и будущее на фундаментальные вопросы общероссийского бытия.
Человек — создание многослойное. И только верхогляд может посчитать, что отсутствие у страны национальной идеи и должного достоинства никак не влияет на повседневное поведение людей. Как отмечает мой добрый знакомый из Екатеринбурга Геннадий Чеурин (почетный полярник, много лет занимающийся проблемами выживания человека в эстремальных ситуациях), отсутствие ответов на основополагающие вопросы влечет особую проблему именно для России. «Известно, что РФ по числу пострадавших в чрезвычайных ситуациях на порядок (!) опережает ведущие страны остального мира, — пишет он в статье «Социокультурный проект Русская идея», опубликованной в разделе «Sтраница Oсновного Sмысла» нашего журнала. — Причем до 80 процентов происшествий происходят по вине человека, совершающего порой необъяснимые поступки. Эта необъяснимость определяется именно высочайшим уровнем социальной тревожности! Возможно, ее не было бы в принципе, не трать человек время и моральные силы на попытки переварить общеизвестный «информационный взрыв». Вот почему эти вопросы связаны с проблемой национальной безопасности страны. А, учитывая геополитическую роль ядерной России, — и безопасности планетарной!»
Действительно, мы стали тревожнее и раздражительнее. Как отмечают психологи, в последние десятилетия россияне проявляют больше агрессии, они много конфликтуют, не умеют себя сдерживать. Я знаю одного человека, который даже в спокойном состоянии создает вокруг тревожное и нервное поле. На своеобразие его психофизики наложились социальные противоречия. Таких людей становится все больше. И причин для их волнения не убавляется.
Почему так происходит? В советское время все были равны, не находилось поводов для подобной нервозности. Если ты был не диссидентом, а среднестатистическим человеком, государство тебе гарантировало все: жилье, образование, медицинскую помощь и т.д. А сейчас у «простых людей» на него большой надежды нет. Они знают, что могут рассчитывать только на себя. И это их тревожит. Плюс – культ успеха, насаждаемый СМИ в массовом сознании. Человеку внушают, что надо быть активным, агрессивным, пробивным. В 90-е годы это вызывало у россиян, неподготовленных к такой жизни, агрессию. Сейчас молодежь индивидуалистична и, несмотря на Болотную площадь и провластных юных активистов-карьеристов, в большинстве своем социально пассивна (одна молодая учительница истории интересно рассказала автору о своих учениках и проблемах образования, но написать об этом отказалась — «мне еще работать в этой системе, да и никому это не надо»). Такое состояние духа тоже не назовешь здоровым.
Как оказалось, в помощи психиатров нуждается 21 миллион россиян. Эта цифра прозвучала на пятом национальном конгрессе по социальной и клинической психиатрии «Психическое здоровье — фактор социальной стабильности и гармоничного развития общества», который проходил в Москве на этой неделе. Выступая на его открытии, главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе сообщил: в помощи врачей-психиатров в нашей стране в той или иной степени нуждается 14 процентов населения. Официально зарегистрированное количество психических расстройств превышает четыре миллиона. При этом, по словам Зураба Кекелидзе, в мире эта статистика не менее показательна — в помощи психиатров на планете нуждается 20-25 процентов жителей. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), у каждого второго есть шанс заболеть, а депрессия к 2020 году станет вторым по распространенности заболеванием в мире после болезней сердечно-сосудистой системы.
Мировой контекст – это, конечно, хорошо. Но россияне успешно добавляют к планетарным общечеловеческим проблемам собственную суверенную нервозность. И с ней надо что-то делать. Видит ли власть, государство эту проблему? И да, и нет.
Сегодня в Челябинске проходила всероссийская научно-практическая конференция «Духовные аспекты национальной безопасности России». На ней шла речь об укреплении национальной идентичности России на основе исторических, культурных и духовных традиций народов страны. Власть, как организатор разговора, отталкивалась от выступления главы государства на Валдайском форуме и выполняла его поручения по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, прошедшем в октябре 2013 года в Уфе. В обсуждении участвовали делегации Уральского и Приволжского федеральных округов, представители исполнительной власти и ученые. Они говорили о возникновении духовно-религиозного экстремизма, внесении изменений в законодательство. То есть, как уже не раз было в последнее время, развитие культуры народов России и Южного Урала не рассматривалось как самостоятельная значимая тема. На нее продолжают смотреть через призму безопасности страны — как бы чего не вышло. Все это можно понять в свете последних событий, но мне, как и многим другим собирателям и хранителям фактов о жизни этносов, хочется, чтобы именно забота о развитии национальных культур была главной темой разговора, а не опасение чиновников, что такое разнообразие потенциально опасно экстремизмом и надо этого не допустить. Такой подход можно сравнить с поведением неумных многодетных родителей, которые не замечают успехов своих ребятишек, не помогают им развивать таланты, а время от времени занудливо твердят, как надо себя вести — не дразниться, не драться и т.д.
По интересному совпадению, именно на этой неделе, в одно время с письмом уральцев, форумом «Психическое здоровье — фактор социальной стабильности и гармоничного развития общества» и конференцией «Духовные аспекты национальной безопасности России» Президент РФ Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ. И я, готовясь писать эти заметки, все ждал, что он заговорит о социальном настроении общества, о тревогах миллионов россиян. И, может, даже скажет им слова ободрения. Глава государства, как всегда, выступал очень хорошо, но прямого обращения к согражданам в его выступлении не было. Тут все объяснимо: жанр послания парламентариям ничего такого не предусматривает. Это обращение не к народу, а к депутатам и сенаторам. Но, на мой взгляд, наш президент рано или поздно вынужден будет отойти от стереотипов и официоза – так, как это было во время и после прошлогодних выборов, когда Владимир Путин выложился на все сто процентов и даже проронил слезу на Манежной площади. Глубокое понимание тревог и волнений сограждан (в том числе и в вышеупомянутом письме уральцев), их психологического дискомфорта подтолкнет главу государства не только к формальному, но и к человеческому общению с россиянами. Здесь не должно быть пиара и пропаганды. И не надо опасаться быть непонятым и не услышанным. Все большие лидеры делают неформальные шаги в ответственные периоды жизни страны. Ответственный ли у нас сейчас период? Да! Конечно, обращение «братья и сестры» употреблять еще рано – враг не топчет нашу землю, но какие-то подобное слова уже напрашиваются. Такие мысли навевает состояние страны, в том числе психологическое и психическое самочувствие граждан. Тем более что сам президент уловил тревогу и ожидания общества и затеял разговор о национальной идее и возрождении величия страны. Он сделал это не для красного словца и не для того, чтобы лишний раз напрячь вертикаль власти. Он видит: дальнейшее растительное существование общества, из которого вынули исторический и культурный стержень, не способно рождать новые смыслы, рисовать образ будущего и двигать Россию вперед (недавно где-то мелькнуло: «самая читающая страна мира превратилась в страну, где президент читает по бумажке»)…
Ну, а пока политики и чиновники выступают, а журналисты и публицисты комментируют их слова, в нашем Отечестве по-прежнему остается много неопределенного. И у людей продолжает расти чувство тревоги. Старясь его унять, они пускаются во все тяжкие: обращаются к экстрасенсам, попадают в разные секты и сомнительные организации — идеологически и культурно бесхозных людей всегда подберут те, кому это выгодно. Что же делать людям? Психологи советуют учиться видеть во всем хорошее, надеяться на лучшее, визуализировать «светлое будущее» и т.д. Все это так, но никакие психоаналитики не помогут, если у нас не будет национальной идеи, социально и культурно ориентированной политики государства, человечности и любви. Только так можно избавить россиян от растущего чувства тревоги и страха за будущее своих детей. «Действуйте, Владимир Владимирович! Мы Вас поддержим!»
Комментарии(1):
насколько мне известно национальную идею нам запрещает наша конституция. ее надо менять. президент один это сделать не может. надо каким-то образом грамотно просвещать людей в этом вопросе.только кто это будет делать???
Эльмира 21 декабря 2013 года