Sтраница Основного Sмысла
Об особой роли «уральской национальности»
Несколько лет назад в высшей лиге российского Клуба веселых и находчивых (КВН) успешно выступала команда из Челябинска «ЛУНА» — «Лица уральской национальности». Естественно, это название сразу стало ассоциироваться с устойчивым словосочетанием «лица кавказской национальности» — так в нашем массовом сознании идентифицируются представители многочисленных народов Северного Кавказа. Но далеко не все понимают, что за шутливой аналогией кроется глубокий смысл. У Кавказа и Урала много общего, и прежде всего — многообразие этносов, издавна живущих на той и другой земле. И если применительно к южному региону России этот факт вполне очевиден, то «опорный край державы» в таком контексте рассматривается далеко не всегда. Публикацией материала «Об особой роли «уральской национальности» мы немного восполняем этот пробел в сознании среднестатистического россиянина. Его автор — уже знакомый нашим читателям Геннадий Чеурин из Екатеринбурга, с которым Гуманитарный журнал продолжает плодотворное сотрудничество.
———————————————————————————————————————————-
Истинный патриотизм начинается с осознания уникальности своей земли. Чем уникальна наша уральская земля? И чем мы, уральцы, отличаемся от жителей других регионов России? Эти вопросы давно являются предметом дискуссий. Несколько лет назад такой была тема «круглого стола» в Екатеринбурге, с предварительным экспресс-опросом уральцев. К сожалению, кроме «повышенного уровня загрязнения окружающей среды», шутливого, но горького признания о том, что у нас «пьют больше других», его участники практически ничего не отметили. Но некоторые все же не забыли сказать о «высоком уровне многонациональности». По этому показателю Урал в России — второй после Кавказа. А каковы его отличия? И в чем истинное предназначение Урала в нашей стране?
«Цементирование Уралом»
В 1982-1983 годах автор этих строк участвовал в полярной научно-исследовательской экспедиции на собачьих упряжках по северному побережью России, от Уэлена (Чукотка) до Мурманска. В ходе социологических исследований я наблюдал такое явление: в промышленных центрах (Норильск, Певек и других) из-за магнитных бурь приезжие со всего Советского Союза вынуждены были прекращать работу по причине плохого самочувствия. По признанию руководителей, на непрерывном производстве, в частности, возле мартенов, приходилось оставлять уральцев.
При дальнейших исследованиях (автор в то время был сотрудником Института геофизики Уральского отделения Академии наук СССР) выяснилось, что высокая концентрация близко залегающих рудных тел на Урале создает особый геомагнитный фон. Он и формирует у наших жителей устойчивость к магнитным бурям космического происхождения.
Затем была получена еще более поразительная информация: оказывается, в СССР войска самой повышенной боеготовности и ответственности – пограничные и десантные — на 50-60 процентов формировались из жителей Уральского региона, составляющих всего 7-10 процентов населения Союза. Почему? Если жителя средней полосы, где отсутствуют естественные магнитные аномалии, экстренно, за шесть-восемь часов переместить на Дальний Восток, то он будет нуждаться, по медицинским показаниям, в немедленной двух-трехсуточной психофизиологической адаптации. И как воевать, если длительность современного боя — максимум 7-12 минут? А десантник-уралец способен эту ситуацию «переварить»!
В годы перестройки, на волне распада Вооружённых сил СССР и медленного формирования Армии России, у кадровиков военкоматов появился особый термин — «цементирование Уралом». В часть, стремительно теряющую боеготовность, очередной призыв новобранцев привозили с Урала. И ситуация начинала выправляться. Догадываетесь, почему?
Особая геомагнитная обстановка, уникальный климат и ряд других факторов формируют у живущих здесь (по крайней мере, у квалифицированного большинства, составляющего не менее 75 процентов) уникальные адаптивные и творческие способности. Причем, как у коренного населения, родившегося на этой территории, так и у приезжих — через несколько лет проживания. Все это проявлялось при освоении Урала и во время последующих исторических событий.
Создано в «опорном крае»
Именно Урал оказался способен в годы Великой Отечественной Войны «переварить и поставить на ноги» эвакуированные промышленные предприятия из западных регионов СССР. В тяжелейшую осень 1941 года, когда считанные часы решали судьбу нашей столицы, на помощь Москве спешили сибирские и казахстанские дивизии, призванные остановить вал нашествия. Черед Урала настал позже, когда война «повернула назад» и в быстро меняющейся обстановке требовалась уже способность «каждого солдата понимать свой маневр» (Александр Суворов).
Знаменитый Уралмаш при всей своей великости — всего лишь вершина айсберга сонмища уральских заводов. И он на протяжении полувека (да и по сей день) был «всесоюзной экспериментальной мастерской», где родившаяся идея проходила путь от инженерной мысли до выпуска первых серийных образцов. Затем массовое конвейерное производство передавалось в другие регионы. Пример — гордость советского машиностроения, шагающие экскаваторы. Они были освоены на Уралмаше и переданы для массового производства сибирякам, в Красноярск.
История создания советского ядерного щита - еще одно подтверждение особой творческой и адаптивной роли Урала.
От Верхотурья до «эпохи реформ»
В итоге наш сравнительно небольшой регион имеет огромную концентрацию природных, исторических и культурных объектов общероссийского уровня и значения. В Екатеринбурге это: чугунный павильон; каслинское литье (литая скульптура Женщины, Матери-Защитницы – «Россия»); памятник А.С.Попову; литературно-исторический квартал; памятник А.С.Пушкину; Храм на крови; Вознесенская горка с особняком купца Расторгуева (классическая русская дворянская усадьба с прилегающим парком, водоемом и ротондой); особняк Железнова (здание НИИ истории и археологии); мемориал «Черный тюльпан» (всероссийский центр памяти воинов-интернационалистов, павших в «горячих точках»); памятник Я.М.Свердлову (жестокое напоминание о событиях 17-18 годов ХХ столетия); памятник Г.К.Жукову («Георгий Победоносец России» с уникальным изображением коня); «Завод заводов» Уралмаш.
Многие закрытые предприятия военно-промышленного комплекса в Екатеринбурге и в Свердловской области со временем, по мере снятия военных секретов, несомненно, станут историческими памятниками, в соответствии со степенью значимости событий, происходивших здесь во второй половине XX века.
В Свердловской области памятников не меньше: Верхотурье; творческое наследие П.П.Бажова; природный парк «Оленьи ручьи» (Нижнесергинский район); Невьянск; музей П.И.Чайковского (Алапаевск); гора и заповедник «Денежкин камень» и окрестности — гора Шемур); гора Конжаковский камень.
История последней четверти XX века тоже оставила стране память об Урале. В молодежной культуре можно вспомнить ведущие российские музыкальные группы и исполнителей — выходцев с Урала.
Невозможно обойти и историю России последних 20 лет – «эпоху реформ». При всей неоднозначности событий и личности первого Президента России Бориса Ельцина (царствие ему небесное), следует признать: демонтаж великой империи выполнила именно уральская команда управленцев. Впервые в истории человечества это было сделано в ядерной державе и без грандиозной гражданской войны.
Не силой оружия, а культурой
«Уральский этнос», способный на такие великие дела, формировался постепенно. После первого поражения от шведов по указу Петра I тульский мастер Никита Демидов, а с ним — беглый и мастеровой люд со всей России прибыли на Урал создавать то, что потом назовут «опорным краем державы». Для чего? Официальная версия — обеспечение Русской армии металлом для пушек. Но, учитывая расстояния и тогдашний уровень коммуникаций, можно сразу отметить бесперспективность проекта. Действительно, первые пушки с Каменного пояса пришли уже через несколько лет, но реальное «перевооружение с Урала» наступило уже на закате царствования Петра. И, тем не менее, нельзя не вспомнить еще две утопические и в то же время блистательно реализованные идеи Петра – строительство cеверной столицы и организация морской экспедиции казаков–поморов северным путем, якобы для поиска торгового пути в Индию. Истинное назначение этих проектов «вскроется» спустя столетия.
Приезжие смешивались с коренными жителями — башкирами, татарами, народами ханты, манси и другими. Это перемещение было частью великого российского расселения. В XVI — XIX веках, менее чем за 400 лет, русские казаки-землепроходцы прошли более десяти тысяч километров по нехоженой тайге, практически без снаряжения. И мирно присоединили к России Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток и Русскую Америку. С такой скоростью в истории человечества не двигался ни один народ! А секрет казаков был в том, что в экспедициях, особенно при встречах с иноземцами, безопасность обеспечивалась не силой и оружием (как принято в Европе), не фундаментальным знанием (по восточным принципам), а культурой отношений с окружающим, весьма разнообразным миром (северная традиция). Причём не только (и не столько) в ситуациях природных, но и социальных.
И эта культура общения (как с природой, так и социумом) воспитывалась перед путешествием именно на уральской земле. Причем, не требовались модные нынче специальные тренинги, сама жизнь отбирала к путешествию наиболее способных людей. А способность эта проявляется, в первую очередь, в умении самостоятельно ориентироваться в сложных, быстро изменяющихся ситуациях, которые принято называть экстремальными. Где на первый план выходят не фундаментальные, заранее подготовленные знания и квалификация, а повышенный уровень адаптивных и творческих способностей.
Урал и ныне принимает новых представителей самых разных народов. Они вливаются в уникальный социум, сформированный в особой климатогеографической геомагнитной зоне, становятся органичной частью «уральского этноса» и продолжают традиции созидания. И при этом в многонациональном Урале, по сравнению с другими регионами России, сохраняется прочная социальная стабильность.
Значимость «уральского этноса»
Как видим, совсем не случайно 300 лет назад был «посажен» Демидов Петром I на Урал, где сходятся Запад, Восток и Север. И не случайно в начале третьего тысячелетия, разочаровавшись в идее как двухполярного, так и однополярного мира, сошлись в 2009 году именно в Екатеринбурге, на границе ТРЁХ МИРОВ, два саммита — стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и объединения — Бразилия, Россия, Индия, Китай (БРИК).
Есть подтвержденные исследованиями данные, что в XXI веке способность к творчеству, особенно в экстремальных житейских ситуациях, станет основной ценностью, а значит, и главным «товаром». И роль «уральской национальности», как части российского этноса, проявится в особой степени. «Опорный край державы» — это не только (и не столько) пушки, танки и ракеты. В первую очередь Урал – это люди, граждане своей державы, обладающие уникальным потенциалом.
Геннадий Чеурин,
руководитель Учебного центра по предотвращению
социальных и природных чрезвычайных ситуаций,
руководитель научных программ
учебно-оздоровительной молодёжной экспедиции «Сибирский путь», Почетный полярник
Екатеринбург