Мой дневник

16 января 2014 года

До свидания, наш неласковый Миша! Власть пытается самоочищаться, но не объясняет обществу смысл своих действий

Вчера Президент РФ Владимир Путин отправил в отставку губернатора Челябинской области Михаила Юревича и назначил исполняющим обязанности главы региона iгенерального директора Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Бориса Дубровского. Этого шага от федеральной власти все приличные и здравомыслящие южноуральцы ждали давно: очень уж одиозная личность этот Юревич. Но, как обычно бывает в России, совершив верное действие, администрация главы государства по нашим византийским понятиям оставила его без необходимого комментария. И людям остается только догадываться, почему это вдруг «успешный губернатор» написал заявление об увольнении по собственному желанию. Попытаемся ответить на этот вопрос.

У меня нет какого-то особо пристрастия к Михаилу Юревичу, но так получилось, что он, сам об этом не догадываясь, все время возникал на моем жизненном пути. Михаил Валериевич – ярчайший представитель поколения, вошедшего в жизнь в 90-х годах. В Челябинске много слухов по поводу того, как он начинал свой бизнес. Меня подкупил рассказ моего доброго знакомого, писателя Виктора Ершова. Одно время он работал копщиком могил на одном из челябинских кладбищ. Вместе с ним махал лопатой дядька, который, как неожиданно выяснилось, делал то же самое с Юревичем-студентом. кВо время каникул Миша Юревич спросил: «А можно ли здесь заработать на машину?» Получив утвердительный ответ, записался в копщики. Он работал как бульдозер и действительно сумел за пару месяцев купить машину, какую-то модель «Жигулей». Согласитесь, не каждый челябинский мальчик из хорошей семьи способен на такое.
Юревич и дальше действовал как бульдозер – наступательно, размашисто, загребая по полной, особо не вникая в детали и не церемонясь с компаньонами. В итоге к 1997 году, когда я впервые услышал это имя, он уже был владельцем компании «Макфа» (макаронная фабрика). Помню, летом 1997 года на фабрике что-то пускали в эксплуатацию, и Миша звонил нам в отдел информации «Челябинского рабочего». Он не просил, а почему-то требовал, чтобы написали evdokтак и вот так, хотя шла обычная журналистская заметка, а не оплаченный рекламный материал. Мы его тогда просто послали на три буквы. А потом пришел верный соратник Юревича, журналист популярного радио «Интерволна» Вадим Евдокимов (позже он станет вице-мэром и вице-губернатором) и принес нам в благодарность какой-то дорогой коньяк. После этого Юревич сам уже никуда не звонил, вокруг него стали появляться политтехнологи и имиджмейкеры, и он пошел по жизни под их неусыпным контролем. Говорят, Михаил Валериевич и женился по рекомендации «мордоделов» – так надо для анкеты.
В СМИ начали появляться прилизанные материалы, в которых Юревич выглядел сущим агнцем божьим. Его окружение делало все, чтобы Михаил Валериевич не говорил спонтанно, его речи были тщательно выверенными и округлыми. Мало кто знал, чего это стоило команде будущего губернатора. Один из опытных журналистов областного радио рассказывал, как он отучал Юревича от матерных слов, которые у него вырывались вполне естественно и органично. огНо косноязычие не мешало Юревичу создавать свою бизнес-империю. Тогда он познакомился с заместителем главного редактора «Вечернего Челябинска», талантливым выпускником журфака УрГУ Олегом Грачевым, который помог ему очень технично скупить акции популярной газеты. Тогда же, в конце 90-х, шли выборы депутатов Госдумы РФ, и политтехнологи придумали для Михаила Валериевича простой, но выигрышный ход со снижением цен на хлеб. Тогда же у Первого хлебокомбината, входящего в империю Юревича, появился слоган «Этот хлеб мы испекли для вас». Генеральный директор Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) Виктор Чернобровин, соперник Михаила Валериевича по предвыборной гонке, организовывал возле Дома печати митинги, но все равно проиграл. Не помогла и информация о том, как статный челябинский юноша Михаил избежал службы в армии, получив соответствующую справку из психбольницы (говорят, диагноз там очень красноречивый).
В 2000-х уже сформировалась не только бизнес-империя Юревича, но и его могучий медиа-холдинг со всевозможными СМИ. Олег Грачев стал главным редактором «Вечерки», сместив с этого поста Александра Драгунова, уехавшего в отпуск. А затем, в 2004-м он неожиданно ушел на «Макфу» — команда Юревича стала готовиться мчк «штурму» мэрии. Началось обучение лояльных кандидатов в депутаты Челябинской городской Думы, без поддержки которых ничего не сделать. В 2005-м Юревич сенсационно победил на выборах градоначальника популярного и харизматичного Вячеслава Тарасова. Признаюсь, и я тогда голосовал за него. Меня, как и многих других челябинцев, не устраивало, что вокруг мэра сформировалась группа «прикормленных» предпринимателей, что вредило общему делу. У нас была наивная надежда, что после управленца советской школы город возглавит успешный человек из бизнеса, в этом было что-то символическое, современное и перспективное.  
Мы очень быстро пожалели, что сделали такой прекраснодушный либеральный выбор. У Юревича, как и ожидалось, был совсем другой стиль управления, но сюрприз был в другом: этот человек по моральным качествам был совсем не готов работать мэром миллионного города. Он МЮвел себя в кресле градоначальника как типичный невоспитанный новый русский, как руководитель бизнес-структуры — ООО «Челябинск». Юревич мог пригласить в кабинет человека и не подать ему руки, мог на совещании заявить такое, что хоть под стол от стыда прячься. Но самое главное – мэр просто не замечал, не видел людей, не запоминал даже имен городских руководителей, он смотрел куда-то поверх голов и активно, наступательно решал свои проблемы, ради которых, как выяснилось, он и пришел в мэрию. Это у Юревича не отнимешь – он умеет поставить задачу и жестко потребовать ее выполнения. Поводя итоги года работы главы города, я опубликовал в «Челябинском рабочем» материал «Год бизнес-мэра» и получил очень много читательских откликов, столько у меня было только после публикации очерка «Мигранты» в 1997 году. А Юревич два года пытался привлечь меня к уголовной ответственности за клевету, хотя в материале были использованы общеизвестные факты. В конце марафона юристы мэра, выступая на очередном суде, упирали на слова, которое в разговоре со мной произнес один из челябинцев – «Миша отмороженный». Я тогда шутил, что если меня все-таки привлекут «по уголовке» и придется давать опровержение, то напишу: «Впредь Мишу считать не отмороженным, а разгоряченным».
В 2007 году я познакомился в Москве с журналистами федеральных изданий, вхожими в Кремль. спОни рассказали, что Юревич уже давно ходит в администрацию Президента РФ. «У него большое будущее», — сказали тогда коллеги. Я вспомнил их слова, когда в марте 2010 года тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев из пяти предложенных «Единой Россией» кандидатов неожиданно выбрал Юревича и внес его кандидатуру для утверждения в Законодательное Собрание Челябинской области. Это была очень серьезная стратегическая и, я бы даже сказал, гуманитарная ошибка власти. Как теперь понимаю, Дмитрий Медведев, по воле политических раскладов оказавшийся в высшем кресле страны, не захотел просто так «греть место», а решил вести какую-то свою игру. А для этого потребовались проверенные кадры. Так был трагически смещен со своего поста выдающийся государственный деятель Урала и России, губернатор пиПетр Иванович Сумин. Не выдержав такой несправедливости, потеряв то, чему посвятил всю свою жизнь, то, что помогало ему справляться с болезнью, он вскоре умер… А на Южном Урале наступили черные дни. Бизнес-мэр стал бизнес-губернатором. Талант Михаила Юревича развернулся в полную силу. Нам оставалось только поражаться его умению из всего извлекать выгоду, везде находить свой интерес. Недавно в ЧелГУ, на международную конференцию по медиаобразованию, приезжали журналисты из Германии. Когда им показывали город и рассказывали, что это, это, это и вот это принадлежит губернатору, они были в шоке…
В 2010 году я писал книгу «Поколение-62» — о себе, своих ровесниках в России и на планете, о мире, в котором мы живем. В одной из глав не мог обойти стороной Юревича – я живу в этой области, и на меня влияют его дела. Книга вышла в октябре, в ноябре была презентация. Были коллеги, которые обещали что-то написать, а потом, видимо, прочитав эпизод про Юревича, умолкли. Другие просто набрали в рот воды, в какой-то момент я обнаружив, что некоторые люди стараются держаться подальше. Это все объяснимо. К сожалению, таков человек. Когда готовил книгу «Планета Южный Урал. Живая энциклопедия народов Челябинской области», мы два раза обращались в администрацию области с просьбой поддержать этот социально значимый проект. агВсем понятно, что в нашей многонациональной стране власть должна всячески способствовать развитию культур разных народов, и администрация области должна была поблагодарить за такую идею и поддержать ее. Но в доме на улице Цвиллинга проект «не заметили». Бизнес-власть не смогла подняться над своими обидами. Запомнив критику в свой адрес, повела себя мелко и недостойно. Но мы обошлись без поддержки такой власти.
А Михаил Юревич продолжал управлять областью как своей вотчиной. Все, кто пытался противиться этому, записывались в разряд врагов. А на особо ретивых обрушивалась вся пропагандистская мощь прогубернаторских СМИ. К сожалению, в этом «искусстве» преуспел наш бывший коллега Олег Грачев, который вел фвинформационные войны на посту первого вице-губернатора. В итоге он, выполняя волю своего ненасытного босса, просто перестарался. После сражений с председателем областного суда Федором Вяткиным (один из сомнительных сюжетов прошел в эфире уважаемой программы «Человек и закон» на Первом канале) в ситуацию вмешалось полпредство Президента РФ в УрФО. Против Грачев было возбуждено уголовное дело за клевету, его сняли с должности. Были убраны и другие одиозные фигуры. Не усидел в своем кресле и Федор Вяткин.
Но над Юревичем нависла более серьезная угроза. За него взялось управление ФСБ по области. Вскрылись факты коррупции, за решеткой оказались люди из ближайшего окружения губернатора. Южноуральцы понимали, что, находясь под крылом такого человека, они не могли действовать самостоятельно. Люди ждали, что чекисты доберутся до самого Юревича, но время шло, а бизнес-губернатор продолжал руководить крупнейшим индустриальным регионом России. Конфликтуя с руководством Магнитогорского металлургического комбината, он, можно сказать, стал ломать код Южного Урала – заговорил о том, что Челябинская область не металлургический край, а аграрный. Умерив свой воинственный пыл (в администрации вместо Грачева стал работать новый вице-губернатор, приехавший из Астрахани, на другие должности были приняты вполне вменяемые люди), Юревич продолжал жить на широкую ногу: охтратить много миллионов на личную охрану, на зарубежные поездки, проведение банкетов и т.д. Глядя на такого незрелого руководителя, обычные люди, которые превыше всего ценят справедливость и, несмотря ни на что, не перестают верить в честную власть, недоумевали: «Неужели в Москве не видят, кто такой Юревич?! Почему его держат на этом месте?!» Во время частных разговоров речь даже шла о том, что губернатор сумел «решить свои вопросы» с федеральными чиновниками. Это было очень похоже на правду, один южноуралец предлагал мне сюжет для карикатуры: важный чиновник одной рукой душит Юревича, а другой принимает от него «подарки». Когда власть действует непонятно, когда не исправляет свои ошибки и затягивает решение очевидных для общества вопросов, вокруг нее неизбежно возникают такие слухи и домыслы. И вот 15 января 2014 года глава государства сделал то, о чем так долго говорили все приличные люди: он отправил Михаила Юревича в отставку, исполняющим обязанности губернатора стал генеральный директор ММК Борис Дубровский. В момент, когда в Челябинск пришла эта новость, я шел по улице и видел, как люди звонили по телефону, поздравляли друг друга.   
Казалось бы, справедливость восторжествовала, но вопросы остались. обвОбществу не объяснили причины отставки. Сейчас получается так: Михаил Юревич работал, работал, а потом ни с того ни с сего взял да и написал заявление об отставке. На своей сегодняшней пресс-конференции в Челябинске экс-губернатор так все и пытался представить: мол, пять лет был мэром, четыре года губернатором, пора что-то менять. Но все понимают, что в переводе с аппаратного языка «по собственному желанию» означает одно: в администрации Президента РФ потребовали, чтобы Юревич написал заявление. Видимо, ему нарисовали картину развития уголовного дела, если не сделает этого. Остается только гадать, почему власть не оформила уход Юревича как увольнение по утрате доверия. Неужели этот деятель и в самом деле не утратил доверия руководства страны? Неужели ему сойдет с рук все содеянное, и он останется при своих интересах? Многие были в шоке, когда услышали, что Юревич может стать депутатом Госдумы.
Хорошо, что наша власть пытается самоочищаться, но плохо, что она по-прежнему не объясняет обществу мотивы и смысл своих действий. Изменится ли когда-нибудь политика в нашем византийском царстве-государстве?…             

Теги: , , , ,

Комментарии(5):

Л.Н., очень сильно! особенно вот это: "гуманитарная ошибка" + "обычные люди, которые превыше всего ценят справедливость и, несмотря ни на что, не перестают верить в честную власть, недоумевали".

Sergey Klimakov 18 января 2014 года

Отличный текст.:)Садитесь Лев Николаевич ставлю вам пять!

Ирина Гундарева 17 января 2014 года

Спасибо, уважаемый Лев Николаевич, за образец настоящей, взвешенной политической публицистики. 16-го в течение дня делала мониторинг СМИ по теме отставки губернатора, пришла домой - первым делом приняла ванну, сильно хотелось помыться. Фраза про наше византийское царство-государство у меня тоже сидела в мозгу. Ведь они, эти ребята из свиты наших новоявленных королей, даже не скрывают, что все мы для них - просто чернь, холопы. Цитирую: Пресс-секретарь ОАО «ММК»: «Пришло время металлургических королей»

Светлана Кулагина 18 января 2014 года

Ой, смело написал, Лева!

Ольга Чупина 18 января 2014 года

Браво, Лев Николаевич! Давно не читал настоящей публицистики на современном литературном языке. Корректно и остроумно.

Юрий Пестерев 27 января 2014 года
Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *