Мой дневник
Кто такая Мария Магдалина? И почему она кается? Как мы воспринимаем классические произведения искусства
То, о чем так долго говорили, свершилось: в Челябинск привезли подлинную картину великого фламандского художника XVII века Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». В малый зал Челябинского музея искусств на площади Революции двухметровое полотно доставили в специальном ящике. Картина, пояснили организаторы, должна отойти от холода и привыкнуть к температуре выставочного зала. Когда ее грузили в герметичный фургон в городе Ирбите соседней Свердловской области (там хранится шедевр живописи), на улице было минус 30 градусов. «Дорога была не очень, особенно когда мы пересекли границу Свердловской и Челябинской областей, там километров 10 «полного караула», — сказал при разгрузке генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов. — Поэтому я очень боялся за картину, и еще не представляю себе, что там в ящике, как она пережила эту тряску».
Долгое время считалось, что подлинник двухметровой картины хранится в художественно-историческом музее в Вене. Однако это оказалось не так. Первым известным владельцем полотна был петербургский профессор Александр Якобсон. В середине XIX века он приобрел его для своей коллекции. В 1931 году произведение оказалось в Эрмитаже с пометкой «копия», затем неожиданно попало в хранилище музея города Ирбита (это целая история, о ней – ниже). Там картина провела 36 лет. И только в 2012 году в ходе реставрации специалисты обнаружили черты живописи Рубенса. 15 ноября 2012 года сотрудники Эрмитажа официально объявили о том, что ирбитская «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» – не копия, а работа самого Рубенса. Это открытие стало настоящей сенсацией. Ирбитскому шедевру предстоит спорить с венским вариантом за право считаться «основным» полотном. Известно, что в его создании участвовали выдающиеся ученики мастера – Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс. Признано, что кисти самого Рубенса принадлежит главная фигура композиции – Мария Магдалина.
Картина выставлена уже второй день. В музей потянулись челябинцы. Многие знали об этом полотне и решили увидеть его воочию. А большинству захотелось услышать ответы на самые простые вопросы. Кто такая Мария Магдалина? И почему она кается? Я задал их людям разного возраста и пола и получил довольно неожиданные ответы.
Многие из нас о кающейся Марии Магдалине знают благодаря юмористическому тексту Семена Альтова, который много лет назад в своей неподражаемой манере донес до широкой публики Ефим Шифрин. Вспомните и улыбнитесь: «А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. Тебе сколько лет, мальчик? Пятнадцать? Отвернись, тебе еще рано смотреть такие вещи. Внимание! Я начинаю! Центральное место в творчестве так рано ушедшего от нас Эль Греко по праву занимает полотно площадью полтора квадратных метра — Кающаяся Мария Магдалина». На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря. Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время? Она здесь откровенно кается. Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. «И как это меня угораздило?» — как бы говорит Мария. И ей как бы веришь. В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать. Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще было пятнадцать. Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глаза бросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток. И наконец, в центре кульминационное пятно картины — сама Магдалина. Эль Греко умышленно расположил Марию, смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям в глаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, то можно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, что ее лицо краснеет. Распущенные, как попало, волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть. Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтому никто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не просто крупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенному зрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции. Даже пейзаж за спиной Магдалины написан не только ради того, чтобы как-то заполнить свободное от Марии место, — эти промозгло-серые, опостылевшие коричневые тона кричат об ужасных условиях, в которых жили простые, никому не нужные испанцы. На всех картинах художнику удавались глаза. Особенно хорош у Магдалины правый глаз. Ниже, под глазом, хорошо виден рот, из которого доносится немой вопрос. Давайте дружно вглядимся в нежное тело, написанное в теплых тонах. Да, Мария — девушка не из рабочей семьи! На руках ни одной царапины, тем более мозоли. Трудно придется Магдалине в дальнейшей жизни. На коленях у Марии лежит книжка и чей-то череп. Сейчас трудно сказать, кто позировал художнику. Над этим придется поломать голову нашим искусствоведам. Слева от черепа мерцает графин с какой-то жидкостью. Что это? Вода, вино или
другой яд? Неизвестно! Но вкус приятный. В целом картина поражает своей чистотой. Белоснежные кружева, покрывало поверх Магдалины — все это говорит нам о тяжком труде испанских прачек, день и ночь стирающих белье испанской знати, погрязшей в роскоши, вине и женщинах. Таким образом, можно рассматривать «Кающуюся Марию Магдалину» как суровый
документ той далекой эпохи. Документ, подписанный рукой Эль Греко, замечательного художника, умершего в 1614 году, не дожившего до правильного понимания своей картины более трехсот шестидесяти лет».
Спасибо Альтову и Шифрину, они лучше самых умных искусствоведов приобщили широкий круг людей к этому классическому сюжету. Интонация Фимы Шифрина так прочно засела в наших головах, что я, как только узнал о том, что в Челябинск привезут шедевр, сразу вспомнил его монолог о картине Эль Греко. И только потом дошло, что речь идет не о шедевре Эль Греко, а другого мастера — Питера Пауля Рубенса. Видя ажиотаж, создаваемый искусствоведами и организаторами выставки, решил поинтересоваться, что знают о героине этой картины не профессиональные ценители живописи, а самые обычные люди, мои добрые знакомые. Я задал им два вопроса. Кто такая Мария Магдалина? И почему она кается? 20-летний студент-гуманитарий затруднился сказать что-то определенное. 30-летний экономист ответил, что это жена Иисуса Христа. «Да проститутка это!» — выпалила 50-летняя женщина-врач. «Не проститутка, а святая! – с иронично-победоносной улыбкой сообщила ее 60-летняя подруга, и пояснила. – Она раскаялась, а Бог любит раскаявшихся, только они должны это делать искренне. А праведников он не любит».
Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой в христианстве. Как отмечают историки культуры, Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о «кающейся блуднице», отирающей стопы Христа своими волосами. Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями. О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном. Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.
«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты. В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.
Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей, из которой просто изгнали бесов. В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями. Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.
Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).
Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине. Именно поэтому кающаяся Мария Магдалина — один из излюбленных сюжетов в изобразительном искусстве. Ее, кроме Эль Греко и Рубенса, писали Тициан, Хусепе де Рибера, Лука Лейденский, Поль Бодри (на снимках) и другие живописцы.
Для настоящего восприятия картины каждый из нас должен погрузиться в историю христианства, иначе смысл будет непонятен. В этой связи не может не поражать подвижничество директора Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерия Андреевича Карпова. В этом городке живет всего 38 тысяч человек, он известен в России как центр знаменитой Ирбитской ярмарки и место, где делают легендарные мотоциклы «Урал» (на снимках — ниже). С недавних пор у Ирбита появился третий пункт для гордости – музей и его бессменный руководитель Карпов, который в советское атеистическое время совершил настоящий культурный подвиг. В 9-м классе Валера Карпов в школьном сочинении написал: «Хочу создать в Ирбите музей и собрать в нем шедевры художников со всего мира». К идее тогда отнеслись с понятной иронией. А в 1971 году Карпов стал директором городского выставочного зала…
« В 1975 году Эрмитаж решил помочь нашему молодому музею, — рассказывает Валерий Андреевич. — Я просил у них то, что не жалко отдавать. Получил 11 работ живописи и 90 листов графики, в том числе две картины Рубенса и Ван Дейка, числившиеся как копии. С «Портретом инфанты Изабеллы» Ван Дейка мы разобрались — это подлинник. Теперь та же история произошла с Рубенсом. Претензий к Эрмитажу, не узнавшему подлинных мастеров, нет и быть не может. Эти картины пришли в музей с очень сложной историей. «Магдалина» была доставлена в 1931 году, когда Эрмитаж грабили, изымали полотна, чтобы построить ДнепроГЭС и другие заводы. Больше 100 шедевров ушло из главного музея страны в то время. Может, и специально картину Рубенса записали как копию, чтобы большевики не обратили на нее внимания.
Я 36 лет изучал это полотно, сравнивал с теми картинами Рубенса, что есть в России. В подлинности меня особенно убеждали глаза Магдалины, распухшие от слез. Сквозь четыре слоя лака я видел живые слезы и влажную роговичку. К 2012 году мы собрали деньги на реставрацию. К нам приехала замечательный специалист из Нижнего Тагила Антонина Наседкина, я сразу попросил ее расчистить правый глазик. К счастью, лак не затвердел намертво и поддался растворителю. Она сняла квадрат 5х5 сантиметров, и я сказал: «Тонечка, ты чистишь Рубенса». Наседкина мне не поверила. 15 ноября 2012 года мы открывали выставку «Дары Эрмитажа», и главный реставратор музея Виктор Коробов, обернувшись к телекамерам, сказал: «Да, это не копия». А окончательное заключение экспертов было сделано 24 мая 2013 года.
Я считаю, что у нас хранится первый вариант картины. А венская Магдалина написана со второй жены Рубенса Елены Фоурмен. Лицо — как блин, мизинчик кокетливо отставлен, коротенькие вьющиеся волосы. Непонятно, как Магдалина ими могла вытереть ноги Христа? А в нашем варианте тот тип лица, что присутствует во всех рубенсовских образах Магдалины. Он списан с первой жены художника Изабеллы Брандт. У нашей Магдалины и волосы длинные. Репродукция венской картины тоже есть на челябинской выставке, так что сравнивайте сами. Я считаю наш вариант сильнее в творческом отношении.
В нашем музее есть также Ван Дейк, Тициан, Тинторетто, Рембрандт, Гойя, Дали, Шагал и многие другие. На вопрос, как работы таких мастеров оказались в нашем музее, отвечаю двумя поговорками: «Просящему дается» и «Под лежачий камень вода не течет». Многолетнее хождение по частным коллекциям и антикварам. Рылся в горах ненужной бумаги, и находил порой интересные вещи. В 1970-х руководство Эрмитажа разрешило мне покопаться в архиве Загорска — кладбище графики. Я там за четыре дня нарыл 520 листов, это были лохмотья, плесень, рвань. 35 лет мы их реставрировали, а 16 января текущего года впервые выставили в 14 залах будущего Музея гравюры и рисунка. Приехала великая Ирина Антонова и совершенно не ожидала увидеть то, что увидела. В ГМИИ имени Пушкина графику одевают в светлые паспарту, а мы цветом паспарту выделили эпохи. Возрождение у нас в интенсивно-бежевом, барокко в густо-вишневом цвете. Рококо синее, XIX век — густой изумруд. XX век бежевый, как XVI. Кроме того, мы там поставили немецкие светодиоды, которые позволяют экспонировать графику не три месяца, как по инструкции, а годами. Свет с полным отсутствием ультрафиолета и инфракрасного излучения.
Сегодня у нас 27 залов в Музее гравюры и рисунка, он откроется 22 мая. 13 залов в Музее уральского искусства, пять — в музейно-выставочном центре. Сейчас решается вопрос о передаче нам еще двух зданий. И тогда будет 15 залов в Музее российской графики и 18 — в Музее графики Азии и Востока».
Естественно, такой музей влияет на ирбитчан. «Наши посетители — прежде всего школьники, сейчас мы начали работать и с детскими садами, — рассказывает Валерий Карпов. – Музей меняет сознание жителей города. Если раньше раз в пять лет кто-то из Ирбита ездил поступать на искусствоведческий факультет, то сейчас каждый год ездит по 10 человек».
…Мы пришли в малый зал Челябинского музея изобразительных искусств и не сразу смогли подойти к картине – возле нее стояли люди. Три женщины старше 50-ти, высокий мужчина в костюме и с деловым портфелем, девушка. Они появились поодиночке, но просмотр картины на какое-то время их объединил. Взоры были устремлены на лицо кающейся Магдалины. На ее покрасневшие от бесконечных слез глаза и струящиеся золотистые волосы. Женщина в длинной серой кофточке пристально рассматривала драгоценности, рассыпавшиеся из коробки, на которую опиралась босая нога Марии.
Ажиотаж в музее нет. За первый день выставку посетили более 70 человек, сегодня прогнозировалось около 100 посетителей. Среди тех, кто решил взглянуть на творение великого мастера, было много молодежи и людей зрелого возраста. Одна девушка говорила подруге, что глаза Магдалины как будто влажные, и слеза на щеке словно настоящая… А во взгляде сестры Марфы так и сквозит непонятное лукавство. Кто-то из посетителей восхищался техникой живописи, очень пластичной, кто-то отмечал особенную цветовую палитру, использованную автором. Все, кому удалось познакомиться с творением великого фламандского художника, выходили из музея вдохновленные, на ходу делились впечатлениями. Словно кающаяся Мария Магдалина побуждает нас пересмотреть свою жизнь и тоже покаяться.
Когда мы выходили из музея, к нему направлялась стайка студентов, на ходу пряча свои смартфоны и планшеты…