Sтраница Основного Sмысла

6 октября 2014 года

Дочь хантыйского народа

image `1

- Мой папа, Иван Андриянович Проскуряков, родился в Калтысьянах, это наша священная деревня, — рассказывает мне Зоя Проскурякова. — Фамилия у нас русская. Есть версия, что прадедушка Евстафий вместе с братом был сослан в Сибирь в 30-х годах XIX века. Они отбывали ссылку в деревне Чемаши. Случайная встреча с прабабушкой Дарьей Павловной в деревне Калтысьяны заставила его изменить образ жизни: он изучил хантыйский язык, перенял все обычаи, обряды, уклад жизни ханты и навсегда поселился в этой святой деревне. Проскуряковы вырастили четырёх сыновей и дочь. Мужское начало преобладало и в последующих поколениях.

У моего дедушки Андриана Евстафьевича и бабушки Елены родились 33988376_Nikolay_Fomin_Besedaшесть сыновей и дочь. Папа был четвёртым. Он появился на свет в 1915 году, рано познал физический труд, работал в колхозе, занимался традиционными промыслами ханты — охотой и рыболовством. Моя мама, Надежда Павловна, родилась в хантыйской деревне Халапанты в большой семье Павла Терентьевича Федулова. Родители не хотели отдавать дочь замуж, папе пришлось украсть будущую жену и привезти в деревню Мулигорт. Так потянулась новая ниточка рода Проскуряковых.

В 1941 году папа ушел на фронт. Служил в 468 стрелковом полку, защищал блокадный Ленинград. Вступил в компартию. Проводив мужа на фронт, мама осталась с двухлетней доченькой Раисой на руках. Комсомольцы тогда создавали бригады, звенья, выполняли 9 мая (1)-1планы по вылову рыбы. В 1942-м папа был тяжело ранен. В 1943-м вернулся домой, сразу был назначен председателем колхоза «Новый путь» в деревне Вежакары Микояновского района (сейчас Октябрьский). Трудился, как и воевал: честно, добросовестно, с полной самоотдачей. Благодаря возвращению папы появились на свет мы, остальные дети, всего нас пятеро — три дочери и два сына.

Я родилась в 1950 году в деревне Вежакары, название переводится как священная деревня. Считается, что у меня очень сильные покровители, которые оберегают и по сей день. Затем папу перевели в Чемаши и в Мулигорт. Жили мы в хантыйской деревянной однокомнатной избе с маленькими окнами и дверями. Позднее папа сделал пристрой, получилась ещё одна комната. В деревне жили в основном ханты, все говорили на хантыйском языке. Работали медпункт, детский сад, клуб, школа, магазин. Школа начальная, один учитель. Обучение шло на русском языке. Только дома с мамой и папой мы общались на хантыйском языке. И за это им благодарны.

- Русская фамилия не только у вас.

- Да, у нас есть Лысковы, Мороховы, Посоховы, Проскуряковы, Непкины и т.д. Раньше родители по именам детей не называли. Эвие, похие — доченька, сыночек. Называли друг друга по родственным связям: брат, сноха и т.д. Потом, когда приняли христианство, стали давать имена, но на наш, хантыйский манер. Вот, посмотрите список. 

1474656-69b699af78d2f2da- Авдотья – Овдут!

- Ударение — на первом слоге.

- Понял. Агрепина – Окруп. Андрей – Онтра. Александр – Сантра. Афанасий – Офнас. Василий – Васька. Диомид – Темка. Гаврил – Гавр. И так далее. Зоя Ивановна, а ханты по-настоящему приняли христианство?

- Приезжали священники, крестили народ. У нас получилось двоеверие – своя религия и христианская, но мы больше тяготели к своей, поклонялись хантыйским богам. У нас языческая вера. Силы природы, перед которыми пасовал человек, — это все для нас божество. Бог воды. Бог леса. Едут на рыбалку – поклоняются воде, просят, чтобы она была удачной. Отправляются в лес на охоту – поклоняются лесному богу. Тоже просят об удаче. Огневица — это покровительница семейного очага, её обязательно надо угостить, покрыть красной материей

- А какие главные боги у ханты? Какой у них образ мира?

1322924429_torum1- Картина мира обских угров представляет собой вертикальное триединство: Верхний (небесный), Средний (земной), Нижний (подземный). Хозяин Верхнего мира — Торум, или Нум–Торум — верховное божество. Он сотворил землю. В Нижнем мире хозяином является Хань–ики, или Куль-ики. Это царство болезней и смерти. В Среднем мире хозяйничает богиня Калтащ, или Калтащ-ими, это покровительница и жизнеподательница. Она определяет предназначение человека на земле, продолжительность его жизни. В числе главных и наиболее почитаемых божеств обских угров — Мир-ванты-ху, что означает «за миром наблюдающий человек». Изображается всадником на белом крылатом коне, объезжающим землю на высоте облаков. Он имеет обыкновение перевоплощаться в гуся. Я часто вспоминаю тетушку Таисию Гавриловну. Неграмотная была, а как начнет молиться, вспоминая всех богов, обращаясь к каждому по-своему! Красиво у неё получалось! Слушая тетушку, старалась вникнуть во все, что говорит, понять, о чем просит, с чем обращается к богам.

- Поколение Ваших родителей было грамотным?

- Папа и мама — безграмотные. Нашёлся в 20–х годах человек, учитель по фамилии Николаев, он приехал в нашу деревню обучать хантыйский народ русскому языку. С детьми занимался днём, со взрослыми – вечером. Маму и папу он научил писать и читать. Организовал начальную школу, съезжались дети даже из дальних селений.

- Там был интернат?

- Да. А нас после окончания начальной школы отправляли учиться в соседнее селение. Сажали в лодку или какой-нибудь катер и везли. Мы жили в интернате, в комнатах по 18-20 человек. Нам запрещали говорить на своем языке. Если кто-то что-то по Uganпривычке сказал, его наказывали. Отучали от языка и своего образа жизни. На лето мы на три месяца приезжали домой, в привычную обстановку. Кто-то рыбачил, старший брат охотился. Не имея возможности получить образование, родители мечтали дать его детям. Их мечта сбылась. Трое детей получили высшее образование, одна — средне–специальное, младший – средне-техническое. Три сестры — учителя, старший брат — врач, младший – технолог.

- А Вы где учились?

- В Ленинграде.

- Ого! Как это Вы туда махнули?

- Сама удивляюсь! Училась на филфаке педагогического института имени Герцена. Я учитель русского языка и литературы, хантыйского языка и литературы народов Севера.

- Вы все выучились. Это для ханты типично?

- Нет, конечно.   

- Что щемит Ваше сердце при воспоминании о детстве?

- Работали мы, трудились в основном. Отец был профессиональным охотником. У него в DSCN5422лесу стояли избушки. Он мог на месяц уехать в лес и там жить. У него было несколько сибирских лаек, он их берег, ухаживал за ними. Папа умер в 45 лет, сказались раны войны. Мне тогда было 10 лет. Мама одна осталась, все тяготы жизни легли на её плечи. Старшие в интернате, а мы с братиком дома. Помогали маме ставить сети на Мулигортской протоке. Мама и подледной рыбалкой занималась – сеточку подо льдом пропускала. А сеть была старая, рваная. Однажды появился рыбнадзор. Мама так испугалась, что утопила ее в реке. Потом вытащила. Мы заготавливали на зиму дрова, сено, вывозили на лошади, 

- А ханты и лошадь — это нетипично?

- Нет, но в это время было уже привычно. У нас и корова была, и овечки. Оленей не было.      

- Это особенность ханты, которые здесь живут? Они рыбаки и охотники?

- Да, оленеводством у нас никто тут особо не занимался — нет корма, ягеля. Праздники национальные мне, конечно, запомнились. Особенно медвежий.

- Медведь для северных народов — священное животное.

preview_6215a0f055- Да, убивать его нельзя, но убивали — когда он нападал на человека. Поклонялись ему, извинительные акты различные производили. Люди извиняются перед богом, медведь — это сын Нум-Торума, прячут свои лица, чтобы он не узнавал.

- А как сейчас живут хантыйские деревни?

- В них никто не живет, они разорены. В Калтысьяны специально приезжают, чтобы сделать жертвоприношение, поклониться богине Катащ-ими

- А что там есть?

- Не знаю, женщинам туда нельзя, только мужчинам.

- А по рассказам знаете, что есть в священной деревне?

- Там стоит домик, в котором есть кукла — образ богини. Мы ее должны одевать. Каждая семья шьет халатик, наряжает ее и проводит обряд жертвоприношения.

- Почему кукла ханты без лица?

l_Picture_1- Потому что боялись, что в нее вселится какой-то злой дух и принесет несчастье. У нас действительно много священных мест, но тех, которые почитают их, становится меньше и меньше. Я не знаю, сохранят ли внуки и правнуки всю нашу веру, хотя стараемся их приобщать к этому.

- Что-то когда-то прервалось?

- Я вспоминаю свою деревню. У нас поселили русскую семью, он был учителем. И такое ходило мнение, что этот человек обо всех делах ханты сообщал властям. Те приезжали и начинали разбираться. Я помню, в нашем доме собрались мужчины-ханты и старались им объяснить, что делают это ради детей. Просят бога, чтоб он дал им здоровье и счастье. Раз в семь лет ханты проводят совместное жертвоприношение. Люди собирают деньги с каждой семьи, учитывая, сколько в ней человек. Обязательно должно быть семь животных, обязательно жеребенок. Их вывозят в Калтысьяны и там приносят в жертву богине Калтащ-ими.

- Цифра семь не случайна?

- Семь и три — это наши сакральные числа. Семь кусочков в огонь надо бросить, три раза обвести пищу чагой.

- И за это тоже наказывали?

- Да, такое время было. А теперь просят нас совершать обряды при проведении национальных праздников.

- То есть отучивали, отучивали, а теперь говорят: «Давайте!»

- Да… Мне всегда это неприятно делать, тем более перед телекамерой.

- Это ведь сакральная акция.

- Да. Это наше интимное действие. Мы собрались, поклонились, о чем-то попросили.

- Ханты вообще не свойственно как-то выпячивать себя.

DSCN0217- Да. Мы скромные, добрые, гостеприимные люди. Мы всегда рады гостям. Всегда постараемся сделать что-то хорошее для них. И между собой жили в деревне очень дружно, все друг другу помогали, друг о друге заботились. Никогда не было между семьями никаких раздоров. И теперь продолжаем общаться. Съезжаемся в Мулигорт, внуков туда везем. Посещаем могилы предков.

- Подъезжая к Нягани, я заметил, что кладбища стоят на возвышенности.

- Да. У нас в деревне остались старые захоронения с домиками из досок.

- А хоронили в чем?

- В одежде, конечно. Наряжали во все хантыйское. Обязательно с собой надо было положить семь видов одежды. Чашку, ложку в гроб клали.

- Какая главная мудрость ханты?

- Жить в согласии с природой. Захотелось рыбки – сходили, поймали, поели. Осуждали тех, кто много вылавливал. Ну, поймай столько, сколько тебе надо. 

- А у вас была культура заготовки? Умели солить, вялить?

- Да. Рыбу солили и вялили. Ягоды, мясо уток заготавливали осенью, замораживали. Все лежало в кладовках в деревянных бочках.   

- У ханты есть роды. У Вас какой род?

- Мы как русские шли. Нас почему-то называли ямщиками. Наверное, наши прадеды когда-то занимались этим. А обычно – по животным, растениям: род шишки — нохр, род журавлей – тор и так далее. У каждого рода свой покровитель.

- У ханты какое отношение к другим народам?

- Мы терпимы ко всем.

- А к русским? Есть у вас обиды?

DETAIL_PICTURE_563952- В советское время нам насаждали свою культуру, образ жизни. В начале 30-х годов XX века было Казымское восстание. Об этом написано в книге Еремея Айпина «Божья матерь в кровавых снегах». По ней снят фильм. Уничтожили там всех… Это самое страшное… Ханты — мирные жители… Приходил к ним человек, они не спрашивали, кто он и откуда. Надо отдохнуть – пожалуйста, заходи. Нашли с кем воевать…

Глаза Зои Ивановны наполняются слезами.

- Это наложило свой отпечаток на ханты?

- Да. Появились обида и недоверие.

- К сожалению, в России так. Она идет к пониманию и любви через боль… А как сейчас хранятся традиции народа? 

image 4- Сейчас совершенно иное отношение к культуре, традициям народов Севера. В Нягани очень большой интерес к жизни нашего этноса. Появились желающие изучать хантыйский язык. С 2009 года провожу факультатив по родному языку для детей коренных жителей. Представителей народов ханты и манси, знающих родную культуру и язык, становится всё меньше. Поэтому очень важно передать ребятам эти знания…   

 

Беседовал Лев Лузин