Мой дневник
Cвобода и вера
Противоречия, обнажившиеся после трагедии в редакции французского журнала Charlie Hebdo («Шарли Эбдо»), невозможно преодолеть с помощью силы
О расправе в редакции французского журнала «Шарли Эбдо», произошедшей 7 января (от рук террористов погибли 12 человек – сотрудники издания и двое полицейских) говорят уже десять дней. Атака произошла после публикации в официальном Twitter-аккаунте еженедельника карикатуры на главу «Исламского государства» Абу-Бакра Аль-Багдади. А раньше «Шарли Эбдо» вслед за датским изданием Jyllands-Posten помещал карикатуры на пророка Мухаммеда, вызвавшие негодование мусульман.
Произошедшее вызывает серьезное беспокойство. В Европе это самый крупный межнациональный конфликт за последние десятилетия. Продолжают звучать голоса, что политика мультикультурализма и толерантности потерпела фиаско.
Франция похожа на Марокко
Запад и Восток. Это полюса, разные цивилизации и культуры. В свое время христианство и ислам мирно сосуществовали в Западной Европе. На Иберийском полуострове был Гранадский эмират. Испанцы уничтожили его в 1492 году. После этого две цивилизации жили отдельно, пересекаясь на азиатских и африканских территориях. Во второй половине XX века европейские страны открыли двери для мигрантов из Азии и Африки. Причин для этого было много — экономических (привлечение рабочей силы), политико-идеологических (бывшим метрополиям хотелось «замолить грех» перед колониями) и прочих.
После долгого перерыва в Западной Европе появились мусульманские граждане, образовались многочисленные национальные диаспоры. Для обеспечения мирного сосуществования различных групп Старый Свет стал проводить политику мультикультурализма и толерантности. Толерантность – это терпимость к иным народам, взглядам, нравам, привычкам. Выступающие против такой практики считаются в Европе маргиналами.
О жизнеспособности государств с интернациональным мир говорит непрерывно в последние годы, с тех пор, как в Европе стали возникать межнациональные конфликты. Вот распространенное мнение, высказанное после трагедии в редакции «Шарли Эбдо»: «Такой огромный наплыв из стран северной Африки, что французские улицы похожи на марокканские. Французов в Париже найти невозможно! Они стали беспокоиться за свою страну, им нужны реальные аргументы, чтобы остановить поток мигрантов».
А вот что написал мне человек, скрывающийся за псевдонимом «Русский ответ»: «В мире давно уже признали провал и несостоятельность идеи интернационального государства, как бы оно витиевато, в зависимости от политрасклада сил не называлось – мультикультурализмом или евразийством. Вся действующая политическая картина мира свидетельствует: народам свойственно не объединяться и перемешиваться, а в лучшем случае конкурировать. Но чаще — воевать. Идея многонациональности трещит по швам, разваливается на глазах».
Продемонстрировали сплоченность
В знак солидарности на улицы Парижа и других французских городов вышли миллионы людей. В тесном ряду, взяв друг друга под руки, стояли лидеры государств. Парижская трагедия поставила по одну сторону баррикад разных политиков. Среди участников акции был и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Президент РФ Владимир Путин выразил глубокие соболезнования и слова поддержки французам. Нападение на французскую редакцию напомнило миру, что есть настоящие угрозы, на фоне которых антироссийские санкции выглядят cтранно и неуместно. Теракт показал, что Россия и Запад могут вместе противостоять терроризму.
Такого многомиллионного действа, какое было на улицах столицы Франции, я на своем веку не припомню. Но то, что стало происходить в Cтаром Свете потом, вызывает тревогу и вопросы. Умеют ли европейцы правильно реагировать на экстремистов, размахивающих знаменем ислама, и строить отношения с мирными мусульманами, живущими рядом?
Пока перепуганные обитатели «Старого Света ведут себя неадекватно. Британская вещательная корпорация BBC отказывается от запрета на изображения пророка Мухаммеда. СМИ разных стран продолжают перепечатывать карикатуры на пророка. Есть они и в новом номере Charlie Hebdo, вышедшем после теракта. Как сообщают средства массовой информации, обложка по стилю повторяет знаменитую передовицу 2011 года. Тогда выход спецномера под названием «Шариат Эбдо» стал причиной поджога редакции. На этот раз карикатурный пророк Мухаммед держит в руках табличку “Шарли — это я”, лозунг манифестаций последних дней. Над ним надпись: “Все прощено”. Номер выходит невиданным трёхмиллионным тиражом. Это больше, чем совокупный тираж ведущих французских газет. Журналисты рассказывают, что его расхватали в первые часы продаж. В Интернете спекулянты предлагают экземпляр за 650 евро, хотя розничная цена — всего три евро. Принимается решение увеличить тираж до пяти миллионов. Станки типографии в Лионе работают без остановки, выдавая по 30 тысяч копий в час. Номер переведен на пять языков мира, заказы поступили из двух десятков стран. «Мы не отступим, потому что в противном случае наши усилия бессмысленны», — говорит адвокат журнала Ришар Малка. И подчеркивает, что у каждого человека есть право критиковать любую религию.
Во Франции выводят на улицы полицейских и военных, усиливают до самого критического уровень безопасности. Республика находится в состоянии готовности к новым атакам. Но они начинаются в виртуальном пространстве: в стране взломано множество сайтов.
- Есть ситуации, где грань между свободой слова и уступками радикализму очевидна или слишком тонка — там можно ошибиться в реакции или в оценке, — говорит профессор Дагестанского государственного университета, заслуженный учитель Республики Дагестан Миясат Муслимова. — Но здесь все абсолютно понятно, понятна неадекватность действий ценителей вседозволенности, играющих на ценностях огромной массы людей. В мире во имя равновесия неизбежно кто-то должен поступаться своими желаниями и взглядами, а тем более, когда информационные технологии могут заставить весь мир отреагировать на чих в другом конце Земного шара. Опасны недооценка этого, переоценка своей силы («пусть как угодно реагируют, мы неуязвимы») либо убеждение в своей слабости («мелочь, разве эта шалость может на что-то повлиять?»). Спички в руках взрослых не менее опасны, чем в руках ребенка.
У проблемы нет силового решения, не совладать с ней и с помощью акций гражданской солидарности. Тут нужны более тонкие инструменты. Требуется принципиальная перенастройка национальной политики стран Старого Света.
Нет такой свободы — оскорблять
Вачале европейцы должны научиться разделять искренне верующих мусульман и тех, кто использует ислам для реализации своих экстремистских целей. Для террористов нет ни западной толерантности, ни нашего, евразийского опыта совместного проживания разных народов. Поэтому мы с французами и Западом выступаем против терроризма, взращенного на идеях радикального ислама. Это касается и теракта в редакции «Шарли Эбдо», и действий экстремистов на Ближнем Востоке. А затем начинаются расхождения.
Мы против терроризма, но в то же время против оскорблений как пророка Мухаммеда, так и пророков других религий. Зачем европейцам унижать пророка Мухаммеда? Без этого никак нельзя обойтись?! Иначе будут попраны идеалы свободы и демократии?! Но неужели свобода сомнительного творчества отдельных художников, тут же становящаяся провокацией, важнее общенационального согласия и мира в стране?! Есть святые понятия, которые находятся в особой, сакральной зоне, на них нельзя распространять принципы светского общества, даже такой близкий нам принцип, как свободы слова. В культурном обществе всякая свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Нельзя все доводить до абсурда. Рисовать карикатуры на пророка – то же самое, что унижать при ребенке его родителей. Всего произошедшего можно было избежать, если бы западные люди следовали самым обычным моральным нормам человеческого общения и общежития. Если бы не терпели холодно, с плохо скрываемым толерантным высокомерием присутствие иных людей, а попытались их понять, попытались сопереживать…
Понимать живущих рядом
Мусульмане верят более истово, чем христиане. Я сам это видел, общаясь со своими восточными друзьями. С удивлением обнаруживаю, что у европейцев нет желания и стремления понимать представителей иных миров. Но если у большого числа западных людей уже не осталось ничего святого, если для них в порядке вещей ерничать и шутить по любому поводу, то на Востоке совсем другие традиции. Европейцы должны осознать: то, что для них шутка, для людей иной культуры и религии – боль и обида. Не имея такого понимания, обитатели Старого Света просто дразнят и провоцируют террористов под знаменами ислама и оскорбляют веру и чувства мирных мусульман.
Это такие элементарные вещи, что даже как-то неудобно их напоминать. Но распиаренные принципы мультикультурализма и толерантности тут почему-то отступают. На мой взгляд, все идет от убежденности западных людей в том, что они владеют истиной в последней инстанции, а все, что не соответствует ей – отсталость, дикость и варварство. Не потому ли у политически толерантных обитателей «цивилизованных стран» нет живого человеческого интереса к людям других цивилизаций и культур. Азиатов и африканцев в Старом Свете начинают понимать и воспринимать лишь тогда, когда те растворяются в их обществе, становятся такими же, как местные. Но не все готовы так «окультуриваться». И когда люди одеты по-своему, говорят на родном языке и следуют своим народным традициям, возникает настороженность.
Безусловно, мигранты должны уважать и выполнять законы государств, знать традиции тех мест, в которые приехали. Но кто сказал, что они должны отказываться от своего?! Жители принимающих стран не должны перечеркивать их культуру, заставлять делать все так, как делают они. Но сейчас западное общество настойчиво заставляет приезжих следовать своим «ценностям», тому, что противоречит их вере и культуре. Европейцы и все другие западники уверены, что имеют право это делать. Приглашая людей иной культуры в свои страны, они не совсем ясно понимали, что делают, какую ответственность на себя берут. Они почему-то были уверены, что приезжие быстро «перекуются», подстроятся под их стандарты. Но этого не произошло. В итоге европейцы, громко говоря о толерантности, просто не видят других людей. По сути, их мультикультурализм – это больше политика, формальная декларация. Она не отрефлексирована на уровне культуры, не прочувствована ментально. В ткань жизни, в обычаи и души европейских людей мультикультурализм по-настоящему так и не вошел. С точки зрения представителей иных культур и цивилизаций, их «свободолюбивые действия» являются варварскими.
Хотят европейцы или не хотят, понимают или не понимают, но сейчас их желание и умение принять восточных людей, принять их право на иное становится жизненной необходимостью. Это уже не проблема гуманизма, а вопрос безопасности и выживания. Но вместо этого европейцы продолжают впадать в крайности. Им по-прежнему хочется «демократизировать» иноверцев, прогнуть их под свой менталитет и уклад жизни. Мигрантов и соотечественников с иным цветом кожи так стараются прижать «ценностями» демократии и свободы, что они превращаются в некий жупел и теряют в глазах приезжих свою привлекательность и значимость.
Наш мир очень разнообразен, наша жизнь богаче и сложнее написанных правил и стандартов, выработанных Западом — одной из земных цивилизаций. Но европейцы продолжают воспринимать их как данность, как истину в последней инстанции. Ориентирующееся лишь на свои постулаты западное общество не готово к диалогу.
Непримиримость усугубляется по мере того, как Запад отступает от христианских ценностей, утверждает взамен их вседозволенность, выдавая все это за свободу индивидуума. Приезжие не могут принять вызывающего одобрения нетрадиционной сексуальной ориентации и однополых браков, моральной разнузданности, принижения роли семьи и т.д. Если бы «цивилизованный мир» предлагал мигрантам то, что он хранил в минувших веках, разговор был бы иным. А когда он имеет мало чего святого, культивирует вседозволенность, простирающуюся до оскорбления пророка Муххамеда, вряд ли это может быть основой консолидации. Вряд ли такое примут люди, воспитанные в традиционных культурных традициях. Вот они и сохраняют верность своему.
Все это закладывает под старушку Европу мины замедленного действия, которые в последнее время взрываются все чаще. «Взрыв» в редакции «Шарли Эбдо» — самый сильный за последние десятилетия. Гепертрофированная реакция на него еще больше усугубляет конфликт между цивилизациями и культурами.
Европе надо уходить от формального мультикультурализма и холодной толерантности. Способны ли на это люди «цивилизованных стран»? Способны ли они не декларативно, а по-настоящему увидеть в мигрантах и согражданах иных национальностей равных себе людей?! Не слишком ли они для этого горды и самолюбивы? А самое главное – им и приезжим необходим опыт совместного проживания, общей боли и общих побед. На все это требуется время, которого у Европы очень мало…
В западной культуре должны найтись личности, которые объяснят своим соотечественникам элементарные вещи. Можно сколько угодно упорствовать, оскорблять и дразнить иноверцев, но это тупиковый путь, он лишь воспроизводит зло и углубляет противоречия, предельно обнажившиеся после трагедии в редакции «Шарли Эбдо». Сейчас сама обстановка, сложившаяся во Франции и многих других странах Европы, провоцирует на продолжение террористических атак…
Россия-Евразия — пример для Европы
Опальный олигарх и оппозиционер Михаил Ходорковский предлагают опубликовать карикатуры на пророка Мухаммеда в российских СМИ. В нашей стране это выглядит как неуместное издевательство – в России другие традиции совместного проживания людей разных национальностей и религиозной принадлежности. Не случайно в Совете муфтиев России теракт в Париже осудили, но напомнили о грехе провокации. Роскомнадзор, выражая безусловную солидарность с противниками любых проявлений экстремизма и терроризма, просит СМИ Российской Федерации воздержаться от публикации карикатур, «которые могут быть расценены как нарушение норм российского законодательства».
Cосуществование людей разных национальностей – не механический процесс, не декларация и политика. Жить вместе — это не значит, сжав зубы, терпеть присутствие человека иной культуры, а уметь протянуть ему руку. И здесь Европа может многому поучиться у нас. Суть российского человека — не выпячивании своей национальной самости, а в интернационализме. Без этого дара, без желания и умения увидеть в человеке иной национальности друга и брата, равноправного и равноценного гражданина не было нашей страны. Нет, в России тоже все складывалось непросто, разные народы шли навстречу друг другу через вражду и боль. Все было… Но сама жизнь, божественный промысел все расставили по своим местам. В России-Евразии православие, ислам буддизм и иудаизм относятся друг к другу с пониманием и уважением. У нас никому в голову не придет рисовать и помещать в СМИ карикатуры на пророков разных религий. Тот, кто поступает по-другому, просто подражает не лучшему западному примеру, он не понимает и не любит своей страны. У нас нет ни мультикультурализма, ни толерантности. У нас есть принципиально другое и более ценное — уникальная практика совместной жизни разных народов, основанная на понимании и сочувствии, уважении и любви.
Что дальше?
Горячие головы предлагают пересмотреть в странах Европы миграционный режим, изменить подход к толерантности, распространить ее «только на тех, кто сам готов толерантно относиться к окружающим». Вполне возможно, что на волне, поднятой после теракта в «Шарли Эбдо», к власти могут прийти деятели правого толка, которые изменят политику своих государств уже без согласования с ЕС, предпримут шаги, способные спровоцировать еще более страшные конфликты.
На мой взгляд, политические реформы и какие-либо ужесточения режима мало что дадут — как всякая борьба не с причинами, а следствиями. Мы должны посмотреть глубже, и тогда увидим: «ничто на земле не проходит бесследно», все рано или поздно чем-то оборачивается. Сейчас «золотой миллиард» расчитывается за завоевание колоний, за их разграбление, позволившее людям «цивилизованного мира» жить богато. Мы видим расплату за высокомерие, за стремление диктовать всему миру правила жизни, в том числе с помощью военных действий. Проблему не решат ни силовые методы, ни акции гражданской солидарности, ни политические реформы. Ответ должен быть адекватным вызову, и лежит он в гуманитарной плоскости…