Мой дневник

15 июня 2022 года

«Ты что, сам забрал заказ?!» Торговля в Интернете оставляет детям лазейки для самостоятельных и сомнительных приобретений

Главный снимок (справа)

Фото: proaist.ru.

Когда я стал покупать в приложении Ozon.ru, думал попросить помощи у родителей. И тут увидел кнопку «получить штрих-код». Поднес телефон к сканеру, у меня спросили фамилию. Только фамилию! Папа был поражен.

Покупками в Интернете наше поколение не удивишь. Мы легко находим в онлайн-магазинах дорогие игры, музыкальные альбомы и т.д. И сами их приобретаем. Но далеко не все подростки и даже взрослые точно знают правила, по которым ведется эта торговля. Может ли ребенок делать покупки в маркетплейсах? Если да, то с какого возраста? И должны ли родители оплачивать товары, которые дети заказали без их ведома?

Марочка1- При покупке в Интернет-магазине заключается договор купли-продажи, — поясняет юрист из Санкт-Петербурга Злата Насонова. — В соответствии со статьями 26, 28 Гражданского Кодекса России мелкие бытовые сделки могут совершать несовершеннолетние, начиная с семи лет.

Дети до семи лет дети считаются недееспособными. Они не могут что-то покупать как в обычном магазине, так и в онлайн-маркете. Заключенные ими сделки купли-продажи считаются недействительными, даже если ребенок уже имеет деньги на карманные расходы.

А что могут ребята постарше? Как я выяснил, после семи и до 18 лет дети считаются ограниченно дееспособными. Тем не менее, у них уже много прав.

- Несовершеннолетние от 14 до 18 лет совершают сделки с согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя, — продолжает Злата Насонова. — Они вправе самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.

В последнем случае ребенок сам расплачивается за приобретенный товар личными карманными деньгами. Понятное дело, речь идет о мелких бытовых расходах.

- В законе нет понятия «мелкая бытовая сделка», — уточняет Злата Насонова. — На практике этот вопрос рассматривается, исходя из потребностей ребенка на один день.

Подростки до 18 лет не могут самостоятельно покупать мобильны телефоны и другие крупные товары в рассрочку. Если ребенок приобрел их без ведома родителей, они могут попросить продавца вернуть деньги и принести в магазин товар.

Уяснив теорию, переходим к практике. Сначала надо зарегистрироваться на интернет-площадке. Если вам меньше 18 лет, при заполнении правильных паспортных данных на сайте или в любом приложении площадка сообщит, что сервисом не могут пользоваться несовершеннолетние. Тут есть два варианта решения: завести аккаунт на человека, которому больше 18 лет, и заказывать на свое имя и адрес, либо указать, что тебе уже 18 и больше. Последнее не рекомендую, это все же нарушение правил площадки.

Рисунок к инфографике на 3 стр.Интересно, что при оформлении заказа на сайте магазинов нет возрастных ограничений. Это могут делать и 16-летние тинейджеры, и совсем маленькие дети, владеющие компьютером. Они могут вписывать в заказ свое имя и адрес. Для площадки важно одно — чтобы заказ был оплачен.

Чтобы сделать задачу более интересной, я решил купить в Интернет-магазине алкоголь. На одной площадке спросили мой возраст. Я обманывать не стал и ушел с сайта. А в другом месте возраст не спросили, мне оставалось только нажать одну клавишу и оформить заказ, но я не стал этого делать.

Создав аккаунт на площадке Ozon, я стал заказывать небольшие детские товары. С оплатой проблем не возникало – мы с папой оформили на мое имя банковскую карту.

При выдаче заказа у Интернет-магазинов разные подходы. У части маркетплейсов заказы выдаются на почте. Например, так делает «Алиэкспресс». На сайте площадки пошагово расписано, как это происходит в случае с подростками. Если тебе уже есть 14 лет, ты имеешь паспорт, проблем с выдачей посылки не возникнет. А вот детям помладше (таким, как я) заказ на почте не выдадут. Туда должны прийти родители.

Иная ситуация с площадками, имеющими свои пункты выдачи. Например, в магазине Ozon. Когда я получил свою покупку в пункте выдачи, расположенном в торговом комплексе «Южный», удивленный папа воскликнул: «Ты что, сам получил заказ?!»

Так появился повод прийти в «Озон» уже в качестве журналиста. Сначала на мои вопросы ответила кассир Анастасия Маглеваная.

- Кто может получать у вас заказ?

- Любой человек, который его оформил.

- У меня на «Озоне» есть свой аккаунт, я получаю заказ по штрих-коду. Я могу обойтись без него?

- Можно просто назвать последние четыре цифры своего заказа или номера телефона.

- А если в посылке что-то запретное, не предназначенное для 13-летнего подростка?

- Тогда будет нужен паспорт.

В следующий раз я поговорил с кассиром Полиной Бабуриной.

- Почему вы позволяете забирать заказы таким, как я?

- Ну, вы же обычный человек.

- Но у меня нет паспорта, я не взрослый!

- Чтобы оформить заказ и забрать его, не обязательно иметь паспорт.

- Интернет-магазин «Вольтмарт» не позволяют детям забирать заказ, нужен взрослый.

- Не знаю, у нас можно.

Как выяснилось, в «Вайлдберриз» тоже можно…

Сухой остаток: при желании ребенок может заказать и получить что угодно. Интернет-магазинам стоит скорректировать свою политику…

Автор Павел Ермошин

 

Павел Ермошин,

газета «Седьмая перемена»,

№1 (35), январь 2022 года.

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *