Мой дневник
«Слезливые истории» евреев и русских
У нас три дня выходных в связи с новым праздником — днем народного единства. По ТВ показывают фильмы про начало XVII века, смуту и поляков. Но есть время и просто почитать, подумать о жизни, все больше притягивающих меня народах мира. С большим интересом читаю книгу «Евреи и XX век» (авторы-составители Эли Барнави и Саул Фридлендер), которую мне вместе с замечательной куклой подарил на 50-летие Челябинский еврейский общинный дом (на снимке). Узнал много интересного.
Зацепило замечание Сало Барона (1895-1989), третьего (после Генриха Греца и Семена Дубнова) и, по сути, последнего в XX веке историка, который сделал попытку написать историческое сочинение, где прослеживались бы судьбы еврейского народа во всех странах и во все века. Как пишет автор одной из глав Дени Шарби, особенность подхода Барона заключалась в том, что он четче Дубнова прослеживал эволюцию еврейства в общей истории. Принципиальная идея его историографии — рассматривать евреев как составную часть мирового сообщества. Барон, отвергавший обособленность, насаждавшуюся израильскими университетами, стал первым специалистом по еврейской истории, который преподавал на кафедре, приписанной к факультету всеобщей истории, — в университете штата Колумбия. Он отказывался объяснять злосчастия евреев тяготеющим над ними, согласно традиционным представлениям, роком. Весь труд его жизни, пишет Дени Шарби, явил яркий пример борьбы с прискорбным соблазном, искушавшим еврейскую историографию. Сам Барон называл этот соблазн «слезливой историей». В конце концов при всей трудности своего бытия евреи доказали приспособляемость к жизни и внесли немалый вклад в копилку достижений человечества.
Прочитал это и, конечно, сразу подумал о распространенном соблазне писать «слезливую историю» русского народа…
И почему-то вот еще что идет в голову. Все-таки мы, люди, очень похожи на биороботов космоса. Точнее — мы биороботы, у которых произошел сбой, и мы вышли из-под контроля создателя. Творим, что хотим, и это опасно…