Мой дневник
Граждане обманывают обманувшее их государство
Говорят, голь на выдумки хитра. При этом подразумевается, что эти самые выдумки, во-первых, не выходят за бытовые рамки. А во-вторых, — люди обманывают друг друга. Прикидываются представителями собеса и собирают с доверчивых стариков деньги на льготное приобретение товара, вручают доверчивому продавцу автомобиля денежную «куклу» и т.д. Но новейшая история России вносит свои оттенки в понимание старой русской поговорки. Ухищрения загнанных в угол людей все чаще и чаще срабатывают не против «социально близких», а против государственных учреждений. И опровергают расхожую мысль о том, что «государство не обманешь».
Прокуратура одного из районов Челябинска направила в суд уголовное дело против гражданки Ч. Потеряв мужа и работу, она решила «выдавить» из государства деньги весьма своеобразным способом. Дочь получала пособие по случаю потери кормильца. Приближалось ее 18-летие. Как известно, лицам, достигшим совершеннолетия, пособие уже не выплачивается. Но если они учатся, делается исключение. Ее матушка решила этим воспользоваться. Нет, она не послала свое чад грызть гранит науки, а поступила проще — пошла на Заречный рынок, где заказала у «неустановленного следствием лица» справку об обучении ее дочери в одном из СПТУ. (Знающие люди говорят, что на рынке можно заказать любой документ.) На следующий день «неустановленное лицо» принесло Ч. две справки, которые были отпечатана типографским способом, имели круглую печать и поддельную подпись директора училища. Одну справку тут же заполнили на имя дочери (о том, что она учится в СПТУ и не находится на государственном обеспечении), другую Ч. купила чистой. Заполненная бумага была представлена в районное управление пенсионного обеспечения населения (УПОН). Там она не вызвала подозрений, и дочь Ч. стала получать пособие. За два с небольшим года (с 1 марта 1995 года по 30 июня 1997 года) — 5232199 рублей.
Когда срок выплаты закончился, Ч. вновь пошла на подлог. При этом не стала изобретать что-то новое, а заполнила имеющуюся у нее вторую справку. По этой «липе» получалось, что дочь будет учиться в училище аж до 1 июля 2000 года. В УПОН засомневались в подлинности представленного документа и в пособии отказали. А вскоре было возбуждено уголовное дело.
Во втором случае дело не заводилось — материалы, переданные в суд отделом дознания Металлургического РУВД Челябинска, оформлены протокольно (это более быстрый метод применяется, когда противоправное деяние очевидно и не требует детального расследования). Гражданка Н. зарегистрировалась в центре занятости в качестве безработной, ежемесячно получала пособие (за девять месяцев — два миллиона рублей) и при этом работала продавцом в коммерческом киоске…
И, наконец, третий случай. По накалу страстей он достоин пера большого романиста. В одном из районных управлений внутренних дел Челябинска сейчас расследуется уголовное дело в отношении женщины, которая стала опекуном… родной дочери. Пойти на такое вранье ее заставил стыд: вскоре после рождения ребенка села в тюрьму за мошенничество, а девочке, когда подрастет, просила сказать, что мама погибла в катастрофе. Когда вернулась, постыдилась поведать пятилетней дочери правду. По документам она и не была ей матерью. Оформила опекунство и стала получать пособие.
Люди идут на обман государства все чаще и изощреннее. (О подделке проездных, водительских и пенсионных удостоверений и говорить не приходится.) И, судя по всему, их деяния не находят осуждения у сограждан. Они рассуждают просто: как государство относится к людям, так и люди — к государству.
Оправдать в это жизни можно почти все. Но закон никаких оправданий не признает: за приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, новый Уголовный кодекс РФ предусматривает штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда. А подделка или сбыт поддельных документов наказываются лишением свободы до двух лет.