Мой дневник
Компьютерное поколение теряет грамотность и нравственные ориентиры
В редакцию пришло письмо от выпускника школы. Да не простого, а стобальника. На условиях анонимности он откровенно поведал о том, что их не учили, а натаскивали на сдачу ЕГЭ, что ответы они находили в Интернете за день или даже два до экзамена и т.д. Но больше всего меня поразило, что текст, присланный отличником, полон ошибок. С орфографическими еще сносно, а с пунктуацией – просто беда. Если так пишут стобальники, то что тогда говорить о других учениках?! Погрузившись в тему, я понял, что у компьютерного поколения отклонения не только в грамотности.
Наш анонимный стобальник пишет: «Самый скандальный ЕГЭ, слава Богу, позади. Выпускники уже рвутся в вузы, приемные комиссии вывешивают рейтинговые списки абитуриентов и…тут-то с новой силой вспыхивает возмущение и недовольство.
«Что значит, не проходим на бюджет? Мой сын сам писал все экзамены, он у меня — умница, а вы берете каких-то разгильдяев, списавших все на сто баллов. Я буду жаловаться». Такой монолог услышал недавно в одном из челябинских вузов, и мне кажется, что подобное в этом году предстоит выслушивать приемным комиссиям практически в каждом университете и не по разу. Я — выпускник, набравший за три экзамена 296 шесть баллов, но разгильдяем с липовыми результатами себя не считаю, хотя доля правды в высказываниях возмущенной мамаши все-таки есть. Так как же сдавали ЕГЭ в этом году и много ли все-таки липовых результатов? Справедливости ради нужно сказать, что весь год мы, выпускники, прилежно (или не совсем) готовились к экзаменам, не надеясь ни на какие сливы заданий. К заранее появляющимся заданиям ЕГЭ мы до последнего относились как к лохотрону. Но правда такова, что реальные задания ЕГЭ с ответами (так называемые Контрольно измерительные материалы — КИМы) мы действительно находили в Интернете за день или даже два до экзамена. Нам неизвестно, откуда именно происходила утечка, нас это и не интересовало. Мы вступали в группы в социальной сети ВКОНТАКТЕ с названиями, абсолютно не связанными с ЕГЭ (например, группа про фокусников или BBC Discovery) и просто качали оттуда КИМы. А вот дальше каждый действовал по-своему. Кто-то просто брал ответы из Интернета и переносил их на экзамене в бланк. Находились в сети и ответы на часть С, то есть развернутые письменные ответы. Некоторые ничего лучшего не придумывали, как слово в слово переписать их из Интернета. Тех, у кого на экзамене по обществознанию полностью совпадает ответ на тот или иной вопрос нашлось аж 17 процентов по всей России. Кажется, до сих пор решают вопрос об аннулировании этих работ.
В общем, не все проявляли сообразительность и самостоятельную мыслительную активность. Другие не ждали ответов в Интернете, а самостоятельно прорешивали все задания ЕГЭ (может и не совсем самостоятельно, с репетитором или учителем). Были педагоги, которые вечером в день перед экзаменом собирали круглый стол со своими учениками по решению завтрашнего ЕГЭ. А были и те, кто как говорится, в бронепоезде. Для ребят, не являющихся активными пользователями глобальной сети, эта ситуация показала, что все-таки нужно осваивать современные технологии, чтобы не оказаться на обочине жизни.
Ну, вот вам и подтверждение того, что большинство нынешних абитуриентов невежды, с липовыми баллами. Вы этому верите? Лично я — нет. Во-первых, все ученики понимали, что от того, что они проявят честность и напишут все своим умом, в итоге проиграют, поэтому осуждать никого не стоит. А, во-вторых, анализируя сейчас результаты своих одноклассников или учеников других школ, я задаюсь вопросом, почему же все-таки единицы написали на 90-100 баллов? Почему даже те, кто списывали, порой еле переваливали за минимальный балл? Да потому что ЕГЭ устроен так, что не так-то и просто его списать. На экзамене по русскому языку никто не убережет от орфографических и пунктуационных ошибок. За день до экзамена по обществознанию не научишься писать эссе, если раньше не умел этого делать. За один вечер не освоишь безумно сложные математические задачи, если до этого и вовсе обходил их стороной. Тупо списать все подряд на экзамене сложно — все-таки блюдут! В общем, новыми Эйнштейнами или Менделеевыми за несколько часов не становятся.
То, что сдававшие в этом году ЕГЭ, счастливцы — это понятно. Ведь в следующем году такой роскоши наверняка не дождетесь, поэтому всем будущим выпускникам совет: готовьтесь! Ни на что не надейтесь. А что касаемо всей этой сложившейся ситуации с утечками и списыванием, то, на мой взгляд, это просто-напросто ответ государству на все его драконовские меры в сфере ЕГЭ. Почему оно запрещает ребенку пересдать экзамен в этом году, если он замечен со шпорами или телефоном? (Сомневаюсь я, что сам Дмитрий Ливанов не строчил ночами старые добрые шпоры бомбочки). Почему в ЕГЭ включены те вопросы, которые даже не встречаются в учебниках или справочной литературе? Почему ЕГЭ – это по-прежнему лотерея даже для сильных учеников? Мы, выпускники, год от года ответов на эти вопросы не получаем, а потому списывание на экзаменах — наш ответ.
Как говорят многие, прием в вузы абитуриентов с липовыми ЕГЭ приведет к коллапсу высшего образования. Я так не считаю. Все-таки разница между слабыми и сильными учениками в баллах сохранилась, просто вырос конечный результат на 5-10 позиций. Конечно, МГУ, СПбГУ и другие престижнейшие вузы спасут от лжеумников дополнительные экзамены, а для других сложившаяся в этом году ситуация просто сигнал к переменам. И я уверен, что они не будут плохими. От того, например, что начнут учитывать средний балл аттестата, вернут какое–то значение золотым и серебряным медалям, будут заглядывать в портфолио, сильный ученик только выиграет. Давно уже нужно было ввести подобные меры.
А тем, кто в этом году оказался в трудной ситуации из-за того что честно, своим умом писал все экзамены, хочу сказать: не забывайте, не все абитуриенты пойдут именно в тот вуз, в который нацелены вы. Все-таки часть выпускников оригиналы подадут в другое заведение. И потом, всегда есть возможность перевестись на бюджетную форму обучения, тем более, если эти новоявленные умники и умницы будут отчислены после первого же семестра. Да и, в конце концов, чтобы в жизни не случалось, нужно сохранять оптимизм. Самый престижный вуз или самая клевая профессия сами собой не обеспечат счастливую жизнь. Может быть, все мы, кто получил высокие баллы на ЕГЭ, еще встретимся за прилавками Макдональдса. Самое главное — всем подтвердить свои высокие баллы или поднабрать их, если таковых мы получили мало за ЕГЭ, в другом экзамене под названием жизнь. Здесь уже списать вряд ли получится».
Вот что по поводу грамотности нового поколения рассказала челябинская журналистка Римма Галимханова, которая третий год руководит кружком журналистики в лагере «Уральская березка»: «Удручает падение уровня образования. У меня были школьники, которые не умели писать, которые писали по диагонали буквами совершенно разного размера. Некоторые дети не знали своих фамилий. Другие складывали части разных слов так, что невозможно понять их смысл, да и смысл всего предложения. Многие не могут описать пережитые события, чувства, эмоции. Даже если что-то понравилось. Одна девочка подробно описала, чем кормят детей в лагере пять раз в сутки, что дают на обед, завтрак, ужин и т.д. Один из мальчиков подробно расписал распорядок дня. Неужели это – самое интересное? Ещё одна девочка написала десять предложений, никак не связанных между собой логической цепочкой. Набор фраз…
В работах детей море ошибок, но это полбеды. Беда – клиповое сознание, бедный словарный запас, неумение выражать свои мысли. Чаще всего ребята затрудняются описать даже то, что им понравилось. Самые распространённые характеристики: клёвый, классный, суперский. В лучшем случае – интересный. И слово «понравилось» раз пять в одном тексте.
Стихов дети практически не учат. Прочитанного не запоминают. Всё протекает сквозь сознание, как ручей через дырявое ведро. Когда-то президент Кеннеди сказал, в СССР образование лучшее в мире. Много воды с тех пор утекло…
Встречаются, конечно, умные, начитанные, «звездочки». Но их единицы. И где гарантия, что, повзрослев, они не «утекут» на Запад? Или, оставшись, смогут реализовать свои знания и способности? Иногда кажется, что система делает все, чтобы этого не случилось. Трудно ожидать иного результата, пока школа заточена на материальные ориентиры и тупо обкатывает спущенные сверху «новаторские» программы – для штампования дебилов. Как сказала мне одна из действующих педагогов, «наш главный враг – министерство образования». Сказала с болью и глубоким знанием дела.
Почему наше образование последовательно гробится? Мой помощник, студент Юра, на этот вопрос ответил без колебаний: «А зачем нам хорошее образование? Удобнее управлять тупой биомассой». Мы скатываемся к уровню пещерных людей. Но так хочется надеяться, что с нами этого не случится…»
Такие тревожные наблюдения и размышления. Неужели у нас действительно все настолько плачевно? Для полноты картины я решил поговорить с доктором психологических наук, директором Института психологии Челябинского государственного педагогического университета Валентиной Долговой.
-Хотим мы этого или не хотим, в жизнь вступают новые поколения, они несут с собой новые настроения и основывают новые технологии, — говорит Валентина Ивановна. — И это объективно. Идет век компьютеризации, и если поколение next не будет к нему адаптировано, то оно останется на обочине. Зачем этому сопротивляться, искать негатив? Ну, пишут c ошибками, и что?! Меня это не пугает. Но радует то, что новое поколение может работать большим пальцем. До недавнего времени мы могли с его помощью выполнить только две функции – надавить и схватить. Нынешняя молодежь работает большим пальцем на планшетах, отправляет SMS. Всем известно, что при мелкой моторике развиваются отделы в коре головного мозга. И потом, не все же молодые люди замерли у компьютеров, нет такой статистики. Многие играют в футбол, ходят в кружки, участвуют в каких-то социальных акциях. А новые технологии надо осваивать, это развивает сознание, психологические процессы. Что касается нравственности, то чем лучше тот, кто сидит по подвалам, работающего на компьютере? Последний может смотреть порнографию? Так такое всегда было при высоком уровне тестостерона — подростки этим интересуются, подглядывают и т.д. Лучше застрять в социальных сетях, чем в подворотне! Я больше беспокоюсь о тех детях, которые компьютера боятся, они могут отстать от своего века. Нужно соответствовать своему времени, его запросу, заказу. Без знания ПК сейчас на работу не берут. Надо осваивать те технологии, которые актуальны, они не мешают семейному воспитанию, стереотипы которого действуют повсеместно. Темперамент у человека врожденный, а характер – приобретенный, он формируется до двух лет, в этом возрасте еще никто за компьютером не сидит.
А вот мнение человека, который уже много лет преподает в школе литературу и мировую художественную культуру. Это классный руководитель моей дочери, заслуженный учитель России Мария Макина. Всегда буду помнить родительские собрания, которые она проводила — я на них ходил, как на встречу с интересным человеком.
- Раньше ценились люди с эрудицией. Когда я принимала экзамены в вузах, они задавали вопросы. Сейчас уже не задают – идут компьютеру и нажимают на клавишу, — рассказывает Мария Игоревна. — Эрудированные люди у нас уже не ценятся. А раз нет эрудиции, то нет и интеллекта. Спроси через день у тех, кто нажал на клавишу и получил результат, он не ответит и снова полезет в Интернет. Так мы скоро станем за ответом, сколько будет 2×3, идти в Глобальную сеть.
Мы отучаем детей мыслить — сейчас в школах уже нет итогового сочинения. Мало того, современные ребята просто не умеют говорить, им это не нужно. У них пиксельное восприятие мира, нет целостной картины происходящего. И они общаются в Интернете с такими же неучами, как сами. Помню, я рассказывала на уроке о Владимире Маяковском, упоминала Лилю Брик. На следующем уроке спросила, искал ли кто-нибудь в Интернете информацию о ней. Только одна девочка подняла руку! Говорю детям о том, что лишь один наш фильм получил «золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля – «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова. Только два человека это записали и посмотрели картину.
С марта литература в большинстве школ не преподается, ребят начинают натаскивать на русский язык. В итоге не очень получается. Я сама видела, как один такой «натасканный» слово «бесхозяйственный» написал так: «без хозяйственый».
Но ошибки в русском языке – одна беда, гораздо серьезнее то, что современные дети начинают давать неправильные оценки литературным персонажам. Мы всегда говорили, что у Максима Горького герой Данко, а не Ларра. Недавно одна девочка доказывала мне обратное – мол, Ларра живет для себя, и это нормально. Другая девочка была уверена, что герой Михаила Лермонтова Печорин – молодец. Как же так, говорю я ей, он же сломал судьбу Бэлы, княжны Мэри, убил Грушницкого. Нет, отвечает ученица, он мне все равно нравится, он умный, живет для себя. И при этом гуманитарные предметы первыми попадают под сокращение…»
Вхождение нового российского поколения в жизнь совпало не только со всеобщей компьютеризацией, но и с «диким капитализмом», наступлением «ценностей» общества потребления. Новое поколение видит, что сейчас пора циничного прагматизма, когда каждый — за себя, когда культивируется культ успеха, когда кто урвал, тот и молодец. Очередной период «разброда и шатания» страны, которая никак не определится со своей идентичностью, очень сильно деформировал взрослых россиян, что уж тут говорить о тех, кто только входит в жизнь. В условиях, когда одни дяди и тети идут в одну сторону, а другие – в противоположную, подросткам очень сложно иметь ясные нравственные ориентиры. И минусы киберэпохи (а у нее, как у всякого явления, есть плюсы и минусы) только усугубляют эту ситуацию. Если мы не определимся, кто мы есть и куда идем, компьютеры будут и дальше не помогать, а мешать нашим детям. И тогда точно начнется умственная и нравственная деградация, вырождение нации. Если вся наша взрослая страна погрязла во лжи и коррупции, почему дети должны быть другими?…