Мой дневник
Защитим наши древности?
На Южном Урале который день обсуждают находку на берегу горного озера Зюраткуль. Там обнаружена каменная кладка эры неолита. Ее уже спешат добавить к списку знаменитых исторических объектов региона – древнему городу «Аркаим», Острову Веры и недавно обнаруженному геоглифу («Лось Зюраткуля»). Сделать это будет непросто, тем более что даже имеющиеся древние памятники, добавляющие вес и авторитет не только региону, но и нашей евразийской цивилизации, мы не всегда умеем защитить перед конкурентами.
…Лед стаял, берег Зюраткуля на какое-то время обнажился, и ровные симметричные линии кладки на Каменном мысе стало видно с воздуха. Первой их запечатлела Google-съемка (на снимке), ее увидел южноуральский краевед Александр Шестаков и решил посмотреть на все с воздуха. Снятое видео показало четкую картинку линий. По мнению археолога, кандидата исторических наук Станислава Григорьева, это не жилища и не город. «Походит на поселение, но тоже не оно, аналогов этим структурам я не знаю, — размышляет ученый. — Без серьезных исследований это не определить, но в том, что разрушенные сооружения были созданы руками человека, я уверен точно. Мы не нашли ни одного фрагмента керамики, только каменные изделия, это сооружения V-VIII тысячелетий до нашей эры». Григорьев склоняется к мнению, что сооружения на прибрежном дне служили людям неким культовым комплексом, мемориалом. Потом озеро подошло к ним очень близко, затопило, и людям пришлось уйти.
Краевед Александр Шестаков называет находку городом и предполагает, что поселенцы сами его затопили, чтобы озеро стало большим водоемом для рыбы. «После этого они расселились вдоль озера, нашли же потом вокруг него 12 человеческих стоянок, — отмечает краевед. — По отчетам археолога Матюшина, в VIII-XII тысячелетиях до нашей эры произошла глобальная климатическая катастрофа, люди с ближнего Востока, спасаясь от жары, двинулись к нам на Урал».
Находка на Каменном мысе тянет на сенсацию, но ученое сообщество скептично говорит о перспективах исследования объекта. Возможно, лет через 50 этому будет уделено самое пристальное внимание, считает Станислав Григорьев (на снимке), но не сегодня, и даже не завтра. Он говорит, что на серьезные исследования, спектральные анализы и т.д. необходимо и серьезное финансирование, только в таком случае работа может быть выполнена качественно. А пока южноуральские археологи планируют побывать на Зюраткуле, взять туда фотографов, топографов, чертежников, геодезистов, чтобы сделать план памятника, зарисовать все, сфотографировать, собрать образцы. Ученым хочется добавить к списку знаменитых находок Южного Урала, городу «Аркаим», Острову Веры, геоглифу («Лось Зюраткуля») еще и Каменный мыс с донными сооружениями.
В это же время, 21-24 мая, в районе Аркаима прошли одноименные чтения. Впервые они проводились в 2010 году под эгидой Уральского отделения РАН. Тогда на конференции «Горизонты цивилизации» профессор Геннадий Зданович, открывший в 80-х годах XX века Аркаим, предложил превратить конференцию в ежегодные аркаимские чтения. Идея всем понравилась. В этом году конференция проводилась уже в четвертый раз. В разные годы в ней участвовали ученые из Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Оренбурга, Уфы, Североуральска, Миасса, Санкт-Петербурга. В прошлом году делал доклад профессор Б. Хэнкс из США.
Основная тематика чтений – размышления о путях развития цивилизации, взгляд в прошлое, попытки прогнозирования. Участников конференции интересует исследование ноосферного мышления, практик воспитания и подготовки новых поколений, любящих свою культуру, историю, природу. Поэтому в ней участвуют педагоги, в том числе школьные учителя.
Как отмечает доктор филологических наук, профессор ЧелГУ Марина Загидуллина (на снимке), конференция «Горизонты цивилизации» — уникальная площадка для встречи ученых – представителей самых разных наук, способных смотреть на состояние общества широко, масштабно, не замыкаясь в рамках своего «научного сегмента».
«Конечно, — продолжает Марина Викторовна. — В стране собирается немало конференций, посвященных экологии, даже конкретно ноосфере (термин, предложенный русским ученым Владимиром Вернадским, сфера взаимодействия общества и природы, где разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития). Однако, на мой взгляд, большинство таких конференций собирает людей, концептуально единых – необходимо остановить наступление индустрии на природу, повернуть новые поколения лицом к планете как к своему дому, научить беречь все живое и т.п. На аркаимских чтениях созданы условия для серьезного диалога, включающего и иные точки зрения – ведь если цивилизация пошла по пути создания потребительского общества, значит, возможно, у нее не было выбора, это этап, который должен быть пережит – как определенный возраст с его «издержками». Может быть, есть смысл и к нашим «вредным» привычкам (например, окуривать дымом заводских труб города, сваливать мусор за чертой города в ужасные кучи, содержимое которых ветер разносит по всей округе и т. п.) отнестись с вниманием культурологов и антропологов – почему, как все это сложилось, и как скоро мы преодолеем собственные недостатки? Ведь дело не в том, наверное, что есть умные «ноосферники», которым открыто будущее, и «отсталые остальные», которые до ноосферности не доросли пока. Дело в праве каждого на создание того образа жизни, какой ему наиболее близок. По Толстому, миллионы векторов частных устремлений людей складываются в один большой вектор исторических событий. Возможно, «Горизонты цивилизации» призваны бережно отнестись к любым точкам зрения, а не только к «зеленой». Нет готовых рецептов, нельзя «привить» всему человечеству единую систему взглядов на развитие цивилизации. Это становится все яснее и ярче в ходе аркаимских чтений. Столкновение мнений, сомнение, которому подвергаются выступления — вспомним парадигму Декарта «сомневайся во всем!» — помогают искать истину, которая, как известно, рождается в споре, и которая всегда «где-то рядом».
Завершая разговор о наших древностях, хочется вспомнить два факта, связанных с Аркаимом. Первый: в середине «нулевых» годов туда приехал сначала глава администрации Президент РФ Дмитрий Медведев («на разведку»), а затем сам глава государства Владимир Путин (на снимке он слушает рассказ Геннадия Здановича). Второй: в апреле 2009 года в эфир Первого канала вышла программа Александра Гордона «Гордон Кихот». На нее пригласили профессора Геннадия Здановича, попросили рассказать об Аркаиме. Геннадий Борисович приехал, был готов к заинтересованному, доброжелательному диалогу, но попал под неожиданный и сокрушительный огонь критики. Несколько человек с цифрами и иллюстрациями наступательно и где-то даже агрессивно доказывали, что Аркаим не имеет того значения, на которое претендует. Профессор стоял и интеллигентно улыбался. В тот момент я понял, что он просто не знал, куда шел. Не знал, что все так подготовятся и самого формата программы. Позже я спросил об этом у Геннадия Борисовича. Он подтвердил мою догадку и сказал о своем понимании произошедшего. Человек, открывший Аркаим, уверен, что в той программе были заинтересованы силы и лица, которые не хотят, чтобы Россия находила цивилизационные точки опоры для развития в своей древности. Они не хотят видеть в нашей стране таких смысловых, энергетических источников силы. Им хочется видеть Россию молодой цивилизацией, а ее граждан – «вечными студентами», которые все время учатся и у кого-то что-то заимствуют. Чтобы укоренить мир в такой точке зрения, наши недоброжелатели действуют искусно. Желая обесценить значимость Аркаима, они умело использовали изначально провокационный и скандальный формат программы талантливого журналиста Александра Гордона.
Глядя на то, как продолжает работать Геннадий Зданович, как горят глаза у Станислава Григорьева и других историков и археологов, я не сомневаюсь, что свое прошлое мы отстоим. Надо только, чтобы власть тоже понимала, где живет, смысл происходящего и поддерживала ученых, ставящих Южный Урал в высокий культурно-исторический контекст, поднимающих его до высот Времени!