Мой дневник
Педагогов зовут по имени. В Латвии учителя и ученики много работают и говорят в основном по делу
Фото: rtvi.com.
Когда в начале этого учебного года я пришла во Всеволожский центр образования, сразу почувствовала, насколько здесь живые, теплые отношения между учениками и учителями. В моей прежней школе в Риге такого не было. Там вообще многое по-другому.
Учителей в латвийских школах принято называть только по имени, без отчества. Для русских детей это непривычно. Но такое обращение совсем не делает преподавателей ближе.
С некоторых пор обучение во всех школах страны (в частных тоже) ведется только на языке коренной нации. Для таких ребят, как я, это очень сложно. Вообще-то мой любимый дедушка — латыш, но наша семья по культуре русская, поэтому «основной язык» и новую информацию на уроках я осваивала с трудом.
А информации этой, новых тем очень много. Я успела поучиться четыре года в основной школе. В ней занимаются с первого по третий класс (это началка, где есть продленка), а потом с четвертого по девятый класс (первая средняя школа). Затем по желанию можно продолжить обучение в старшей школе (еще три года) и получить общее среднее образование. Либо заниматься по профессиональной программе в колледже, где учащийся получает еще и специальность (таких учебных заведений в стране довольно мало).
В латвийской школе очень много домашних заданий. И учителей не особо волнует то, что у кого-то из учеников есть еще и свои увлечения, хобби. Они об этом могут и не знать — в школе нет такого разнообразия кружков и секций, к какому все привыкли в России. Дополнительно можно позаниматься только рисованием, попеть в хоре и посетить кружок христианства (да, он так и называется).
На уроке музыки ученики поют только латышские народные песни. Они очень красивые, зная их, ты становишься духовно богаче, но я была бы не против разучить песни и других этносов, тех же русских. Но об этом не может быть и речи.
Точно такая же ситуация и с другим предметами, прежде всего с литературой и историей. Их начинают изучать в пятом классе. И, конечно же, это в основном книги латышских писателей, всемирная история и история Латвии, которая преподносится довольно своеобразно (например, в качестве героев выставляются местные легионеры, воевавшие в составе …фашистских войск СС).
Учеников учат быть лояльными государству, чтить культуру. Идея хорошая, но такие рамки не позволяют получить более широкий культурный и исторический кругозор. Большую роль в его формировании играет семья.
Система оценок десятибалльная. Первые два года ученикам ставят только плюсы и минусы. Это сделано для того, чтобы ребенок не отчаивался, когда у него что-то не получается. А с третьего класса начинают ставить оценки по математике, латышскому и английскому языку.
Некоторые учителя, как мне кажется, одним специально занижают оценки, а другие ходят у них в любимчиках. Ученик не может выбирать, в какой Олимпиаде участвовать, это решает только учитель. Тех, кто хорошо учится, весной приглашают в актовый зал и при всех награждают дипломом и конфетами. Фотографии отличников висят на доске почета.
Экзамены сдаются в третьем, шестом, девятом и 12 классах. Контрольные тоже есть, но от них почти ничего не зависит. ОГЭ и ЕГЭ в Латвии нет.
В некоторых школах страны проводится радужная неделя, когда дети младших классов каждый день приходят в одежде разных цветов радуги. На новый год в начальной школе делают новогодний стол, в первом классе дети готовят сказочное представление.
Проводится также конкурс талантов, но в целом в рижской школе нет того, что можно назвать общественной жизнью – волонтеров и других организаций. А наш класс, как, впрочем, и другие, не участвовал в каких-то социально-значимых акциях типа сбора макулатуры или подарков пожилым людям из приюта. Ах да, чуть не забыла: в школе проводится неделя садоводства, в ходе которой каждый ученик по своему желанию может помочь дворникам посадить во дворе елку.
После уроков, на которых не все понимаешь и не решаешься спросить учителя, мы отрывались на переменах, где напропалую болтали на русском. За это нас не ругали, слава Богу, до такого еще не дошло. И ребята-латыши за «непатриотичное» поведение на однокашников «не стучали», как это частенько бывает у взрослых.
К сожалению, взрослые латыши к русским относятся плохо, а у детей все проще, они видят в других прежде всего людей и не зацикливаются на каких-то исторических и политических обидах и стереотипах. Наш класс был дружным, несмотря на разницу в этническом и социальном происхождении. И я буду по-доброму вспоминать своих ребят…
Влада Бойцова,
Газета «Седьмая перемена»
№1 (35), 20.01.22.