Мой дневник
Питерские впечатления: между иконами Андрея Рублева и мюзиклом «МАМА МIА»
Последние пять дней я провел в Санкт-Петербурге. Мы с женой и коллегой Суфией приехали к нашим детям отметить ее юбилей. Побывали в Русском музее, Эрмитаже, на выставке восковых фигур, а в день рождения (14 ноября) дочери и зятья повели свою маму и меня в Государственный театр «МЮЗИК-ХОЛЛ» на представление мюзикла «МАМА МIА». В итоге за пять дней в моей голове перемешались история и современность, жизнь российских царей и их подданных, нынешних правителей страны и обычных людей XXI века. Я в который раз оказался в поле напряжения: между ликами святых на древнерусских иконах и афишами общества соблазна и удовольствия…
…Спускаясь в московское метро, всякий раз вижу скучные отсутствующие лица, порой обитатели города на семи холмах похожи на запрограммированных роботов. В перенаселенном мегаполисе трудно оставаться нормальным человеком, и я не могу до конца понять, почему люди рвутся в нашу столицу. В подземке Санкт-Петербурга больше естественных, открытых лиц и, как показалось, жители Северной столицы больше читают. Диктор скучным голосом предлагает поучаствовать в опросе о новогодней елке. Питерцы должны выбрать, какая зеленая красавица будет украшать город, натуральная или искусственная. Помнится, у нас в Челябинске в середине «нулевых» мэрия по этому поводу не заморачивалась и установила на главной площади высокий разборный конус из Бельгии. С тех пор в столице Южного Урала, крае богатой природы, где в лесах много елей удивительной стати и красы, каждый год сооружают этот странный «чум». Когда я перед Новым годом побывал в Брюсселе, увидел, что сами бельгийцы устанавливают к празднику натуральные, а не искусственные деревья.
В Русском музее приятно порадовало множество детских экскурсионных групп. Мы перемещались по залу самостоятельно, постоянно пересекаясь со школьниками из Костромы. Дети фотографировали картины и с интересом слушали гида, пожилую женщину болезненного вида и страстного темперамента. Сначала мы посетили зал древних икон, где видели чудом сохранившиеся лики святых кисти Андрея Рублева и других мастеров. Затем, пройдя через одну дверь, переместились в эпоху Петра I (на снимке — работа И. Н. Никитина). Экскурсовод рассказала, как император поехал в Европу. «Зачем? — спросила она детей, и тут же ответила. — Чтобы найти страну, по образцу которой можно было строить Россию!» Обычная констатация факта нашей истории. Но меня смутил резкий переход от духовности к прагматике. Да, жизнь, строящаяся вокруг икон, Петром I была решительно отринута. Он отвергал русское, ломал наш культурный код. Это драматический этап истории страны. Русская общественная мысль ходит вокруг него уже три десятилетия. Понятно, что во время экскурсии детям невозможно все сразу объяснить, но чувство досады от такой поспешности и неопределенности никуда не денешь. Ведь царь-реформатор заложил в нашу жизнь роковое противоречие, неразрешимость которого и сейчас мешает России найти свою цивилизационную идентичность.
В музее восковых фигур стоят императоры династии Романовых. Сразу обращает на себя внимание высокая стройная фигура еще одного царя-реформатора — Александра II, погибшего от рук террористов партии «Народная воля». В его лице привлекают не огромные усы, а глаза, в которых читается мысль и тревога. Удивил невысокий рост двух императоров — Екатерины I и Николая II (на снимке). Так и хочется написать, что в этом есть какая-то символика. Первая, будучи еще Мартой Скавронской, женщиной с не очень ясным происхождением и прошлым, стала подругой женатого Петра I, затем его супругой. А после ухода императора возглавила нашу огромную державу. При втором, который внешне очень напоминает нынешнего премьер-министра Дмитрия Медведева, эта держава пришла к трагической революции 1917 года… Я не знаю, какой смысл вложили устроители выставки в композицию, где совмещены лица из разных исторических эпох: Петр I покровительственно положил руку на плечо Николая II, который на голову ниже его. Петр Алексеевич словно сокрушается: «Что же ты, потомок, сделал с моей страной». А Николай Александрович ему говорит: «А могло ли быть иначе, ведь в 1917 году в России взорвалась бомба, заложенная тобой!»
В Эрмитаже обратил внимание на разницу стоимости билета для граждан России и Беларуси (союзное государство) и иностранцев (300 и 400 рублей). При этом руководители нашей культуры, как принято в современной России, не разделяют жителей ближнего и дальнего зарубежья. Между тем, у нас и людей из стран СНГ и (в определенной мере) Балтии общая история, мы продолжаем находиться в близком культурном и цивилизационном пространстве, которое надо беречь как живую память, связующую нить с исторической Россией (СССР). Непонимание этого обстоятельства обижает даже на «билетном уровне». Несмотря на такое разделение, вместе с нами по спальням, будуарам, гостиным и залам своих царей ходили граждане самых разных стран СНГ. Я с интересом рассматривал не столько портреты государей и вельмож, сколько предметы их быта и апартаменты. Больше всего поразила роскошь золотой гостиной Марии Александровны (на снимке), супруги Александра II.
И, наконец, вчера мы посетили Государственный театр «МЮЗИК-ХОЛЛ». Я вспомнил, что в советское время в нем работал великолепный Сергей Захаров. Питерцы мне подсказали,что из труппы и студии мюзик-холла также вышли Филипп Киркоров, Татьяна Буланова и Марина Капуро. Мы пошли на мюзикл «МАМА МIА». Идея подарить его своей маме пришла детям не случайно. В нашем доме постоянно звучала и звучит чудесная группа «АББА». Мне даже не хочется относить эту четверку к миру шоу-бизнеса, настолько чиста их музыка. В 1999 году в Лондоне прошла мировая премьера мюзикла с либретто на основе 22 песен (юная Софи выходит замуж и приглашает на свадьбу трех мужчин, с которыми мама встречалась в месяц ее зачатия, о них она тайно узнала в дневнике родительницы). С тех пор он с огромным успехом идет на сценах мира. Представление прошло в 140 городах, его уже посмотрели больше 50 миллионов человек. В конце музыкального спектакля мы вместе с другими зрителями стали танцевать в проходе. Среди артистов, участвующих в мюзикле «МАМА МIА», выделяется исполнительница роли Донны (мать Софи) Елена Чарквиани (на снимке), красивый тембр голоса которой органично дополняют искренность и страсть.
У людей, стоящих в очереди в гардероб, были радостные лица. Но когда мы выходили из театра, я случайно услышал, как две женщины говорили, что либретто, придуманное англичанкой Джуди Креймер, не сочетается с нашей православной моралью: негоже одной юной девушке за месяц встречаться «по-взрослому» сразу с тремя молодыми людьми, а второй — читать чужой дневник. Россия по-прежнему находится в поле напряжения между своей исторической духовностью и западным обществом потребления, соблазнов и удовольствия…