Мой дневник

11 декабря 1999 года

Православие без самодержавия и народности

Раньше, в XIX веке, в России главенствовало православие, и при этом развивались, чувствовали себя уместными другие конфессии. Все они ставили в жизни высокую моральную планку. Сейчас нет единого морального стержня. Утрачивается понимание добра и зла, что такое хорошо и что такое плохо…

Graf_UvarovПишу очерк «Гуд бай, Расея!». Говоря о судьбах России, нельзя не вспомнить о «Православии. Самодержавии. Народности» (эту триаду придумал граф Уваров — на снимке). В связи с этим возникают вопросы веры, которые в газетный текст не поместишь. Я верю в Бога-природу. Он проявляется в каждом из нас. А вечное царство божие, вечная жизнь — это жизнь твоего сознания после смерти тела? Может быть, но, скорее всего, это все-таки твоя жизнь в головах потомков, а не где-то в бесконечности Вселенной. Тут проявляется единство материи и духа. Их не разделить. Деление, крайности — вульгарный подход. То есть да, Бог есть. Это великая величина. Но в него хочется не просто верить, а знать и понимать. Это новое понимание веры? Может быть, но точно, что это уже не атеизм.
Человек — не венец Вселенной, но и не букашка вечности. Мы волны в океане вечности. И сильны, когда чувствуем себя частью этого океана, а не обособленными существами.

Теги:

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *