Мой дневник
Сбрендившие дети. Малыши и подростки больше взрослых «клюют» на рекламу
С рекламой мы сталкиваемся на каждом шагу. Я уже не раз замечала, что мои сверстники начинают говорить ее словами, обедняя свой язык. Но еще опаснее то, что реклама делает нас зависимыми.
…Мне шесть лет. Прихожу утром в детский сад. Мы садимся с друзьями в кружок и болтаем, рассказываем, кто как провел выходные. Ближе к обеду к нам присоединяется наша одногруппница. В ее руках новый плюшевый мишка. Мы сразу узнаем его! В то время он часто мелькал на экране телевизора и прилавках магазинов.
Одногруппница быстро приобретает популярность – далеко не каждому родители покупали такую вещь. До сих пор помню ощущение обиды от того, что у кого-то есть вожделенный плюшевый мишка, а у меня нет…
Прошло время. Предметами наших желаний стали не плюшевые мишки, а одежда и гаджеты. Но как бы мы ни старались, всех нас переплюнул один мальчик. Он был одет только в то, что рекламировалось по телевизору и в Интернете. И сам стал ходячей рекламой разных марок.
Все бы ничего, но погоня за «фирмОй» стала для нашего знакомого самоцелью. Обыгрывая слово «бренд» можно сказать, что паренек немного сбрендил. Для тех, кто почему-то еще не знает, поясняю: по словарю Ожегова, сбрендить – потерять рассудок, сделать или сказать глупость.
К телевизору сейчас разное отношение, но почти не найдешь человека, который не пользуется социальными сетями, не заходит на разные сайты в Интернете. Для рекламодателей тут целое раздолье.
Ну и что, скажите вы, такое сейчас время. Производители всеми способами показывают свой товар потребителям. Да, для взрослых это привычно, они уже научились реагировать на рекламу спокойно. А дети воспринимают ее по-иному.
Посмотрев статистику, я выяснила, что на рекламные сайты заходят на 30 процентов больше детей, чем взрослых. Малышей и подростков привлекают забавные, смешные, захватывающие ролики.
Реклама помогает быть модным, находиться «на одной волне» со сверстниками. Часто героем ролика становится преуспевающий человек, положительный герой, на которого хочется быть похожим. Чтобы этого добиться, необходимо думать, к чему-то стремиться, достигать поставленных целей.
Но психологи отмечают, что нередко реклама делает ребенка агрессивным и раздражительным. Ролики повторяются слишком часто, на компьютере они иногда выплывают на весь экран, и их не удается закрыть простым нажатием клавиши. Это раздражает (а иногда просто бесит!), отрывает от просмотра нужной информации.
Желания и возможности часто не совпадают, возникает чувство разочарования, когда родители и ребенок не могут позволить себе ту или иную вещь.
Реклама в телевизоре и Интернете оказывают огромное влияние на подростков, на их эмоции, чувства, мысли и поведение. Не случайно рекламодатели говорят, что они продвигают не товар, а создают волшебный мир, стиль и образ жизни.
Чтобы окончательно не сБРЕНДдить, нам надо научится воспринимать рекламу не как манящую сказку, а как обычное рыночное явление, способ продвижение компаниями своих товаров. Так мы сможем обращать не ролики минимум внимания. И станем смотреть их только тогда, когда собираемся покупать ту или иную вещь.
Только при таком отношении рекламируемые товары не смогут нас поработить, заслонить в детском сознании все интересное и значимое, что есть в жизни…
Софа Руденькая,
Газета «Седьмая перемена»,
№9 (23), ноябрь 2020 года.