Мой дневник

6 августа 2008 года

Смерть Солженицына и сбережение народа

Умер Александр Солженицын. Дмитрий Шеваров пишет: «Во время отпевания в Донском монастыре мы с женой стояли в тесном притворе. Мимо тихонько текли люди, какие в московской толпе давно уже неразличимы.
Будто открылись какие-то глухие врата, со скрипом приотворились, и под монастырскими тяжелыми от дождя кронами мы вдруг воссоединились с исторической Россией, которую считали канувшей безвозвратно. Но вот несколько часов эта невозможная Россия шла и шла мимо нас, шаркая старыми башмаками, постукивая палочками, кутаясь от ветра в москошвеевские курточки, прижимая к груди книжки и сжимая горящие свечи.
солПоседевшие «вечные студенты» в очках с толстыми линзами, в потертых свитерах и заношенных ветровках — я видел их лет двадцать назад в читальных залах, букинистических магазинах и очередях на подписку. Скользят как тени худенькие пожилые женщины, им давно за семьдесят, но не повернется язык назвать их старушками — так изящно. строго они одеты из последних своих запасов. Слепой старик с палочкой — почти бескровное, бледное лицо, и даже за прикрытыми глазами читается несуетный глубокий ум. Он чутко вслушивается в службу, потом вдруг повалился на руки тех, кто стоял рядом. Хотели звать врача — благо у монастырских ворот стояла машина скорой помощи, но старик не позволил; разрешил лишь усадить себя на скамейку и принял валидол.
Молодых лиц немного, да и нашего брата, 45-летнего, — раз-два и обчелся. А ведь и по дате рождения, и по мировоззренческому осязанию себя в этом мире мы без натяжки можем назвать себя солженицынским поколением. Родились в 1962-м — значит, ровесники «Одного дня Ивана Денисовича». Именно в этом году в одиннадцатом номере «Нового мира» была напечатана повесть, с которой очень многое в СССР забрезжило и очень многое понеслось к обрушению. Так началась эпоха Солженицына».
В конце жизни Александр Исаевич, вспомнив высказывание фаворита императрицы Елизаветы графа Шувалова, говорил о сбережении народа. С такой заботой нельзя не согласиться, но тезис звучит как-то покровительственно и обидно для народа, словно он — дите малое. А это дите, если что не по нему, может все, в том числе и так называемую элиту, в клочья разнести, примеров тому в истории не счесть. Должно быть единение и взаимное сбережение нравственной элиты и народа…

Теги:

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *