Мой дневник
Украинцы! Если вы уйдете в Европу, мы вас будем ждать и готовить первак на хрене!
Вчера мы ужинали в украинском ресторане «Журавлина». К нам на Новый год приехали дочери с мужьями и сваты. Составляя программу их пребывания в Челябинске, не могли не внести в нее вечер украинской кухни — хотелось порадовать наших хохлов и самим почувствовать культурный колорит братского народа. Мы его ощутили, едва вошли в заведение — столько в нем было милых сердцу вещей и предметов. В речи нашего свата Михаила Мирошниченко сразу появились родные украинские слова. Не отставал от него и сын Денис. Разговор стал оживленнее, едва мы распробовали первак на хрене и чесноке. Когда схлынули первые шутки, беседа пошла об акции на Майдане Незалежности и о том, какая она разная, эта Украина. Да, мы, россияне, не знаем тонкостей ее политической кухни, но мы в восторге от украинской кухни в первичном смысле слова и от национальной культуры. Закусывая борщом отменный первак и слушая «Червону руту», мы не могли не высказать досаду по поводу недостатка любви со стороны граждан страны с жовто-блакитным прапором…
Россияне любят украинцев. А разве можно не любить этих энергичных и задорных людей! Живя в Казахстане, я любил ездить в журналистские командировки в украинские села. Пребывание там, как правило, заканчивалось застольем с горилкой и песнями. Если у нас не было времени, хохлы могли «накрыть поляну» прямо на капоте автомобиля. В те годы я впитал немало украинских шуток и прибауток, по-доброму отражающих национальный характер: «Не зъим, так понадкусываю», «Тiльки для себе». А один директор поделился такой мудростью: «Хохол силен задним умом, да что толку в нем?» Впрочем, чтобы послушать украинскую речь, совсем не обязательно было куда-то ехать: главным редактором нашей кустанайской областной газеты был Александр Кардивар, затем на этот пост заступил Сергей Харченко, его заместителями были Валентина Захарченко (первый секретарь обкома комсомола Андрей Башков предлагал принять еще одного зама с фамилией Прохарченко) и Владимир Моторико. По вечерам коллеги периодически собирались «на рюмку чая» в фотолаборатории Василия Середенко. Мы вместе радовались победам кустанайского боксера-тяжеловеса Александра Мирошниченко (на снимке) и борца классического (греко-римского) стиля Сергея Матвиенко. Хохмили по поводу стиля работы первого секретаря Кустанайского обкома Компартии Казахстана Василия Петровича Демиденко. В народе его звали по начальным буквам — ДВП — и рассказывали байки про нравы, царящие в главном властном здании области. Подчиненные боялись входить в кабинет ДВП — Василий Петрович буквально испепелял их своим взглядом, говорил жестко и требовательно. Он запрещал носить бороды и усы, все должны были ходить в строгих черных костюмах, белых рубашках и галстуках. Секретарь по идеологии Петр Черныш, тонкая поэтическая душа, сутками сидел на обкомовской даче, сочиняя очередной доклад. Когда я глядел на этих здоровых мужиков с хитринкой в глазах и красивых озорных женщин, чьи предки и родители приехали в Казахстан во времена столыпинской аграрной реформы, освоения целины и по распределению советских вузов, появлялось ощущение правильности жизни и уверенности в завтрашнем дне. Наши хохлы периодически ездили к родственникам на Украину, подпитывались их энергией.
А потом мы разделились…
В Челябинской области, куда перебралась наша семья, тоже оказалось немало украинцев. В селах и маленьких городках они сохранили свой колорит, а в мегаполисе больше похожи на «людей неопределенной национальности». В Челябинске даже не нашлось адекватного человека, который бы возглавил украинский национально-культурный центр. В отсутствии его такие заведения, как ресторан «Журавлина», какими бы мотивами ни руководствовались создающие их предприниматели, хоть как-то напоминают украинцам о корнях. Потому нам было важно побывать с гостями в украинском уголке в центре столицы Южного Урала.
Уже в прихожей мы чуть не проваливаемся в подпол. Под прозрачным стеклом, на которое боязно ступать, стоят соления-варения — все, как в украинской хате. Парубки и дивчины в национальных нарядах, заводные мелодии и накрытый стол с солениями, рыбными и мясными вкусностями. Нас встречает улыбчивая официантка Вероника. «А у вас нет скидки для людей с украинской фамилией?» — «К сожалению, нет» — «А вы подумайте об этом!» — «Хорошо!» Глаза разбегаются от предлагаемых блюд. Вероника в счет заведения дает попробовать «спотыкач» — похмельную настойку на огуречном рассоле. А затем мы дегустируем первак — сначала на хрене, потом — на чесноке. Отдаем предпочтение первому и заказываем уже побольше. Наш сват Михаил Мирошниченко (крайний слева) произносит тост на украинской мове. А затем, после первых впечатлений и стопарей, нас естественным образом выносит на акцию на Майдане Незалежности и европейскую ориентацию братской Украины. Мы говорим о стремлении украинцев в Старый Свет с понятной досадой. При этом не разделяем хохлов на восточных и западных, ведь президент Янукович и его Партия регионов целых три года готовили договор об ассоциации с Евросоюзом. А они представляют восточный электорат. Значит, в Старый Свет хотят не только западенцы?!
По ходу трапезы вспоминаю недавнюю беседу. «И чего это Россия так беспокоится за Украину? — спросила меня во время последней поездки в Казахстан коллега из «Костанайских новостей» Галина Ким. Ее дочь Юля, тоже журналистка, уже много лет живет в Киеве, любит свою новую родину и уже довольно сносно размовляет по мове. — По вашему государственному телевидению много говорят про эту страну. Вы все время им разъясняете, что они не смогут без вас прожить. Неужели россияне думают, что украинцы сами не понимают, как им жить, с кем дружить и куда идти?!» Мы, конечно же, так не думаем. Просто государственные средства массовой информации России слишком старательно следуют указаниям власти и стараются не столько напоминать об общей истории, культуре и судьбе, сколько излишне наступательно стремятся «продавить» общественное мнение Украины, заставить его «думать в правильном направлении».
Между тем, нынешних россиян и других обитателей великих просторов Евразии с украинцами связывают материи более серьезные, чем сиюминутная экономика и промышленная кооперация. Понять их мне помогали и помогают Николай Васильевич Гоголь и другие классики нашей общей литературы. В свое время мы очень интересно поговорили на эту тему с бывшим заведующим отделом пропаганды Кустанайского обкома Компартии Казахстана Анатолием Тарасенко. После распада СССР он возглавил печатный двор, украинскую общину, а потом стал одну за другой выпускать удивительные книги. Мне больше всего нравится «Вначале было «Слово», в которой автор, родившийся в 1942 году в украинском Запорожье, рассказывает о тысячелетней истории сожительства славянской и тюркской цивилизаций в лице Киевской Руси и Степи половецкой (Дешт-и-Кыпчак). Он сумел протянуть культурно-историческую нить от знаменитого «Слова о полку Игореве» до современности, от общих предков русских, украинцев и белорусов, казахов и других народов до наших современников. «В школе «Слово» нам вдалбливали жестко, — пишет Анатолий Владимирович. - Заставляли зубрить по-древнеславянски, особенно на уроках украинского языка (чтобы знали, откуда «мова наша взялася»). Запорожскими и донецкими степями, с величественными древними курганами, где все пересыпано украинскими и тюркскими названиями, нас водили по местам описанных в поэме битв». Затем автор вспоминает такой эпизод: «Между двумя селами со звучными названиями Запорожское и Сечь дорожники перед укладкой асфальта сделали планировку — срезали холм. Он оказался расплывшимся под многолетними дорожными хлябями курганом с открывшимся захоронением. Первыми подошли мы, пацаны, разглядывая вывороченные бульдозером черепа. Вторыми — старики, седоусые потомки запорожских сечевых казаков:
- Це дiды нашi.
Третьими — ученые-археологи:
По «Слову» мы уже знали, кто они такие».
Наслаждаясь украинскими явствами в центре современного уральского мегаполиса, я вспомнил, как Анатолий Тарасенко описывает другое застолье: «Помню одну из первых встреч зимой в начале шестидесятых (распашка глухой торгайской целины) с коренным населением. Предмет встречи прозаический. Нас, десантированных из Запорожья впереди довольствия строителей, позвали на мясо местные казахи. В натопленном доме с плоской крышей и неведомым духом каких-то пьянящих явств, при отблесках каганца сверкали белые зубы и глаза смуглых хозяев. Неспешное знакомство.
- А мы из рода кипчаков. Здесь наши кочевья, земля отцов…
Ничего себе! Я среди половцев, о которых столько начитался в «Слове о полку Игореве». В их стане, на их зимовье! И как оказались они здесь из днепровских степей?
Я ощутил, как на глазах завершается исторический тысячелетний цикл. Писаная история Киевской Руси начинается временем «кровавого знакомства» землепашцев-слявян со скотоводами-половцами. А мы вот сидим рядом с их потомками, последним поколением кочевников, только-только вставших в ряды советских колхозников. Они радушно принимают нас по вековым традициям и обычаям отцов. А кто же тогда воевал между собой в древности, не опуская мечей, не затворяя колчанов? Или мы что-то не так поняли в том цикле? Ведь при неизменном способе производства, в нашем случае кочевом, морально-нравственные устои и обычаи отцов коренным образом не меняются». Далее автор рассказывает: «В XI веке кипчаки создают собственное государство. Центр его находился на территории нынешней Костанайской области, в долине Торгая. Тогда же часть кипчаков проникла далее на запад, в бассейн Дона и Днепра, где стала известна под именем половцев или куманов».
Произведения Анатолий Тарасенко и других авторов напоминают украинцам и другим братским народам Евразии об общих корнях. Они подсказывают украинцам с горячими головами, что наша связь не сводится к экономике и политике XXI века. Эти отношения гораздо теснее и, если угодно, — интимнее (поэтому на человеческом уровне и не воспринимаются лобовые пропагандистские усилия государственных СМИ России). Потеряв их, хохлы не просто освободятся от «ненавистных» им «москалей», а потеряют свою родословную, часть собственного культурного кода! Если одна ветка могучего евразийского дерева неестественным образом потянется в чужую далекую сторону, в Европу, она может просто обломиться вдали от родного ствола и лишиться живительных корней. А в Евразии украинскую ветвь поддерживают общая история, культура, многочисленные выходцы из братской республики, «рассеянные до Тихого океана, и примкнувшие к ним любители самобытной страны, называвшейся ранее Малороссией. Мне кажется, украинцы способны это понять и совсем не хотят разбрасываться тысячелетней дружбой с народами Евразии. Хочется думать, что они понимают и то, что Россия, Украина, Казахстан и другие страны бывшего СССР поодиночке могут потеряться в жестоком глобальном мире, не будут иметь того веса, какой у них есть, когда они вместе…
…Мы выходим на улицу, где не по январски тепло, с неба падают пушинки снега. «Хорошая погодка!» — говорю я сватье Вере. «А мне не нравится — градусов-то мало!» — «Это же хорошо — Новый год, а тепло». И тут мы, поняв, что собеседница меня не расслышала и говорит не о погодке, а о градусах в украинской водке — перваке, начинаем смеяться. Идем по Кировке, челябинскому Арбату. Он полон людей — жители мегаполиса и их гости встретили 2014-й год и вышли на прогулку. Возле небоскреба «Челябинск-Сити» сидит живая достопримечательность пешеходной улицы — длинноволосый парень, виртуозно играющий на своей странной ударной установке, состоящей из бутылок с водой, каких-то баночек и дощечек. Мы постоянно гуляем по Кировке, и долгое время думали, что это девушка. Останавливаемся, слушаем, кладем деньги. Уличный барабанщик показывает палочкой на адрес в Интернете, начертанный на коробке, — мол, заходите в гости. «Как вас зовут?» — спрашиваю парня. «Алексей Шевченко», — отвечает он. «Ну вот, и тут украинец!» — смеется наша компания. «И это не случайно», — думаю я. И тут же вспоминаю, что в наступившем году исполняется 200 лет со дня рождения самого знаменитого человека с такой фамилией — великого писателя Тараса Григорьевича Шевченко.
Отвернется от нас государство Украина или нет, будут дружить или враждовать политики двух стран, окажется у власти в Киеве Виктор Янукович, экс-чемпион мира по боксу Виталий Кличко или ныне заключенная Юлия Тимошенко, мы все равно будет любить Украину и украинцев. Любить за культуру, за вареники, за «Ты ж мэнэ пидманула», за «Несе Галя воду», за искренность и безудержность души, выплеснувшейся на майдан… Мы готовы это делать и безответно… Братья, если вам так надоела Россия, если вам так хочется стать частью Европы, — флаг (извините, — прапор) вам в руки! Только там вас так, как мы, любить не будут. Там не очень-то жалуют новых граждан объединенного Старого Света из Восточной Европы. Ну, а мы вас всегда будем любить, и ждать обратно! Мы — ваша историческая и культурная судьба, а вы — наша! Если вы уйдете, мы всегда будем держать «про запас» отменный первак на хрене и чесноке. А если надо, — поможем сочинить песню про Европу, которая «пидманула — пидвела»…