Мои лекции
Доклад Льва Лузина на областной научно-практической конференции «Листая памяти страницы», посвященной 270-летию Троицка, 14 июня 2013 года, город Троицк, Челябинская область
Национальный состав города
Троицк – город на месте слияния двух рек, Уя и Увельки. Но здесь сливаются не только реки. На мой взгляд, в национальном отношении Троицк — самый интересный населенный пункт Челябинской области. За минувшие века здесь накоплен уникальный опыт отношений между народами. Можно сказать, что в городе сложилась положительная модель межнациональных отношений как для Южного Урала, так и для России.
Прежде чем начать путешествие в своеобразный мир многонационального Троицка, приведу сведения о его этническом составе. В 1866 году среди 7708 горожан насчитывалось: русских (великорусов, малороссов и белорусов) – 4705 человек (61 процент), татар (в том числе мещеряков, тептярей и нагайбаков) – 1966 человек (25,5 процента), киргизов (казахов) — 537 (6,96 процента), башкир – 197 (2,55 процента), евреев – 73 (0,94 процента), поляков – 45 (0,58 процента), немцев — 45 (0,58 процента), мордвы — 17 (0,22 процента), литовцев – 6 (0,077 процента). Были также иностранцы, говоря современным языком, — узбеки: бухарцы – 63 человека, ташкентцы – 53 и один хивинец. Эти 117 человек занимали пятое место в этнической структуре городского населения.
А теперь посмотрим результаты последних переписей населения, 2002 и 2010 годов.
Русские: 2002 год — 67692 человек, 2010-й – 62961 (82,5 процента).
Татары: 2002 год – 6566, 2010-й — 5509 (7,2 процента).
Украинцы: 2002 год – 3553, 2010-й — 2265 (3,0 процента).
Казахи: 2002 год — 1720, 2010-й — 1559 (2,0 процента).
Цыгане: 2002 год – 571, 2010-й — 874 (1,2 процента).
Белорусы: 2002 год — 556, 2010-й — 398 (0,5 процента).
Азербайджанцы: 2002 год – 513, 2010-й — 448 (0,6 процента).
Башкиры: 2002 год – 427, 2010-й — 483 (0,6 процента).
Немцы: 2002 год – 488, 2010-й — 348 (0,5 процента).
Армяне: 2002 год — 353, 2010-й — 446 (0,6 процента).
За последние 10 лет в Троицке стало больше цыган, армян, башкир.
Уменьшилось число русских, татар, украинцев, казахов, белорусов, азербайджанцев, немцев. Уменьшилось и общее количество жителей. В 2002 году в Троицке насчитывалось 83862 человека. В 2010-м – 79398 человек: 76317 указали свою национальную принадлежность, 1026 указали другие ответы о национальной принадлежности (не перечисленные выше), 2055 – не указали национальную принадлежность.
Как Троицк стал многонациональным
Троицк стал многонациональным в силу географических и исторических причин. Так случилось, что место, где мы с вами сегодня находимся, имеет уникальное геоэкономическое и геополитическое положение. Через южную часть нынешней Челябинской области во времена Золотой Орды проходили торговые караванные пути, торгово-денежные отношения в этой империи были очень развиты. Троицк расположен на перекрестке дорог, по которым когда-то из древнего Булгарского государства, а затем из Казанского ханства (еще задолго до возникновения города) послы, паломники и купцы – прадеды современных татар – ехали в Среднюю Азию, Китай, Индию и Аравию. По этим же дорогам шли и торговые караваны из Европы в Азию, с севера на юг и обратно. Искони в этих местах жили кочевые племена казахов и башкир – каждые со своей культурой, обычаями и традициями. Летом они кочевали в поисках богатых пастбищ, на зиму возвращались в свои жилища, построенные из дерна, чтобы весной снова отправиться в путь.
Так изначально Богом было задумано это место! — как точка пересечения и соприкосновения народов и цивилизаций!
Период заселения татарами с волжских берегов территории нынешней Челябинской области начался в конце XVI века, после взятия в 1552 году Иваном Грозным Казанской крепости и распада Казанского ханства, и дальнейшего расширения границ Российской империи. По татарским преданиям, многие в те времена покидали свои дома и уходили в леса, на Урал и за Уральские горы, в Сибирь. После завоевания Сибирского ханства, в XVI-XVII веках, казанские татары занимались его административным управлением. Постепенно они расселились и на территории нашего Южного Урала. Служилые татары участвовали в основании засечных линий, строительстве крепостей и их охране. Среди них выделяется Алексей Тевкелев (Кутлумухамет), заложивший Челябинскую крепость.
Троицк был основан в 1743 году по прямому указанию императрицы Елизаветы бригадным генералом Иваном Неплюевым как головная крепость Уйской оборонительной линии для защиты от набегов киргиз-кайсаков (казахов). Первыми ее обитателями были военные. До осени 1743 года крепости в Исетской провинции строились, а затем охранялись несколькими ротами Тобольского и Енисейского пехотных полков, а также нерегулярными служилыми людьми: русскими, тобольскими и тюменскими татарами. Часть из них после службы могла остаться жить в этих местах. И в дальнейшем среди военных, причастных к крепости, появлялись люди разных национальностей. Наряду с представителями податных групп русского населения края, в полку могли служить и рекруты из народов Поволжья и Приуралья, в том числе татары. Для охраны линии правительство активно использовало, начиная с 1744 года, башкир и мещеряков (татар-мишарей). Благодаря петровским реформам в армии, значительную часть её командного состава составляли иностранцы. Во время взятия Емельяном Пугачевым Троицкой крепости 20 мая 1774 года её комендантом был немец А.А. де-Фейервар, карательным отрядом, разбившим на другой день пугачёвцев, командовал генерал-поручик, немец Ж.К. де Колонг.
Так город постепенно начал складываться как полинациональный.
Крепость, которую строили (в этом участвовали военнопленные разных национальностей) и задумывали как военный форпост при продвижении России на юго-восток, ни с кем не воевала и превратилась в торговую факторию. Троицк стал мирным городком. Предприимчивые казанские татары хлынули сюда волна за волной. Власти были благосклонны к ним. Татары были своего рода передовым отрядом в деле налаживания связей с мусульманским Туркестаном.
По преданию, первые троицкие татары осели в той части города, которая называется Амур. Это были мусульмане-купцы. Торговле способствовало удачное географическое положение — у слияния двух рек на перепутье торговых путей, ведущих из Европы и России в Среднюю Азию. Историки отмечают, что развитие экономики, организация при Троицкой крепости менового двора, а затем ярмарки позволило городу в конце XVIII-начале XIX веков стать одним из ведущих центров меновой и ярмарочной торговли. По объему товарооборота Троицкая ярмарка занимала третье место в России после Нижегородской и Ирбитской. Почти полтора века здесь процветала меновая торговля с Индией, Китаем, Хивой, Бухарой, Ташкентом и народом нынешнего Казахстана. Торговые караваны привозили сюда восточные ткани и сладости, меха и ковры, а увозили изделия металлургических заводов Урала, хлеб и древесину. Караваны в Среднюю Азию зачастую вели купцы из Казани — они знали язык, были единоверцами с населением Средней Азии, имели давние торговые традиции, и, повторюсь, государство сочло более выгодным доверить торговлю именно им. Татары также служили толмачами при пограничной таможне, учрежденной при Троицком меновом дворе.
В городе поселились и служители ислама. Основателем первого медресе в Троицке был Ахмед Бен Халид аль Манкари, шейх суфийского братства Халидия Накшбанди. Это медресе было первым не только в Троицке, но и на Среднем Урале и в Зауралье и сыграло большую роль в подготовке имамов для Среднего Урала, Зауралья, Казахстана и Башкортостана. С тех пор в городе всегда были сильные мусульманские священнослужители разного ранга. Прежде всего здесь надо назвать Ишана Хазрата Расулева (шейха Зайнуллу Расулева), приехавшего в город для продолжения образования в 1851 году. Он был учеником шейха суфийского братства Халидия Накшбанди, Ахуна Оренбургской губернии Ахмада Хаджи Рахманкулова, и основателем медресе «Расулия». О его сыне Габдрахмане Хазрате Расулеве я скажу чуть ниже.
В XIX веке в Троицке возникли целые улицы, заселенные выходцами с поволжских губерний. Это были земледельцы, строители, мелкие ремесленники, сапожники, портные, шапочники, пимокаты, ювелиры, скотобои и другие. Правительство переселяло из Казанской губернии в Троицк других специалистов, прежде всего – учителей. В городе появились фамилии учителей Газизовых и Кальметьевых. Латфулла Газизов выстроил школу. Послы, путешественники, торговцы, водившие караваны, останавливаясь на отдыхе на троицком перекрестке дорог, много общались с местными жителями, способствовали распространению и влиянию культуры через литературу, устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки. Были известны такие произведения, как поэма «Юсуф и Зулейха», музыкально-поэтическая народная трагедия-баит «Сак-Сок», книга о конце света «Бадуам».
Детей троицких купцов Яушевых обучали и воспитывали гувернантки, приглашенные из Франции. Когда пришла революция 1917 года, богатые люди города, русские и татары, стали уезжать в Среднюю Азию или за границу. Их дети и внуки поступили в советские вузы («неблагонадежных» студентов исключали из учебных заведений — они снова поступали). Многие из них стали известными людьми.
Татары активно взаимодействовали с купцами среднеазиатских городов, которые хоть и временно появлялись в наших краях. В XVIII-XIX веках их обычно назвали бухарцами, хивинцами, ташкентцами. Больше всего эти узбеки (современное название) были связаны именно с Троицком — на меновом дворе происходила торговля. Не было злой конкуренции, для всех находилось место, был простор! Некоторые из среднеазиатских купцов заводили здесь семьи, женились, естественно, на мусульманках. Газета того времени отмечала: «Многие Бухарцы … поселились навсегда в Троицке, выстроив себе дома, и даже застраховав их…». Самое раннее упоминание о живущем в Троицке бухарском караванном начальнике относится к 1830 году, когда он направил губернским властям ходатайство о строительстве в городе новой большой каменной мечети. В городе образовалась небольшая община выходцев из Туркестана, которые стали вести круглогодичный торг. В 1861 году, когда до начала присоединения Средней Азии к Российской империи оставалось ещё лет пять, в Троицке насчитывалось 328 иностранцев мужского пола. Д. Татаринов, учившийся здесь в конце XIX веке, писал: «Кроме казахов, приезжавших большей частью за различными товарами, было немало других инородцев из Туркестана, которые вели большую торговлю с Троицком. Среди них были люди совсем другого типа – высокие, стройные, иногда очень красивые, в цветных дорогих халатах, красиво расшитых шапочках и чалмах». Благодаря бухарцам кухня троичан обогатилась восточными блюдами — пловом с пряностями, специями, сухофруктами и сладостями. Они стали дополнением к русским пельменям, башкирскому и казахскому кумысу и бишбармаку, троицким вариантам татарских кулламы, выпечке и сладким пирогам.
Отсутствие в городе вышеупомянутой злой конкуренции объясняется не только активным общением, но и экономическими предпосылками. Как отмечают историки, в уезде не было проблемы малоземелья, а в городе острого рабочего вопроса. Всеобщая направленность на заграничную торговлю и неэквивалентный товарообмен со степью резко снижали остроту внутренних социальных проблем, что, несомненно, влияло и на атмосферу межэтнических и межконфессиональных отношений.
Появление в Троицке евреев обусловлено двумя основными причинами. Из истории известно, что с 1827 года по указу Николая I еврейских детей стали брать в кантонисты и направлять для прохождения службы в восточные губернии России. Они служили и в Троицком гарнизонном батальоне. Выходя в отставку, часто оставались тут жить. Выписав себе из-за черты оседлости жён, промышляли мелкой торговлей и ремеслом. Во второй половине XIX века, в пореформенное время, иудейская община, в которую раньше входили преимущественно отставные солдаты, стала более влиятельной. Как отмечают историки, новая волна переселенцев была представлена врачами, фармацевтами, юристами, учителями, состоятельными предпринимателями. В 1894 году численность иудейской общины достигла 210 человек, через два года она построила новый молитвенный дом, а в 1902 году — синагогу в Колбинском переулке (улица имени И. Селивановской). Как свидетельствует история, в Троицк попадали и другие евреи – высланные полицией за революционную деятельность. В свое время люди этой национальности составляли около двух процентов населения города. Они жили и умирали в родном городе. В Троицке хоронили не только своих евреев, но и представителей этноса со всего края. Именно здесь находится единственное в области еврейское кладбище. На нем хоронили евреев и во время Великой Отечественной войны. Сегодня на этот погост приезжает много людей из Киева, Одессы и фотографируют — даже там, где давно живут представители этого талантливого народа, нет таких могил! Недавно на могиле своего отца Бориса Гуральника побывал 75-летний житель Бостона Семен Гуральник. Его отец после выписки из госпиталя работал директором местной школы N1, умер от сердечной недостаточности в 1944 году.
Стоит особо выделить и украинцев города. Первые представители этого этноса стали появляться в наших краях, в том числе в Троицке, в XVII веке, как сосланные военнопленные: территория Украины в ту пору входила в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, которые вместе образовали союзное государство. Много украинцев появилось при создании Оренбургской военно-пограничной линии. Немало представителей этноса переехало на Южный Урал и, в частности, в Троицкий уезд, в ходе переселенческого движения на рубеже XIX-XX веков. Многие украинцы из Полтавской, Киевской и Херсонской губерний закрепилось в Троицком уезде. По переписи 1926 года, в Троицком округе (включавшем всю южную часть современной Челябинской области) было более 6000 украинцев. Сейчас Троицкий район — один из районов области, где больше всего украинцев. Кстати, Троицкая вишня — украинская, адаптированная к местным условиям.
К 1870 годам в Троицком уезде имелось 38 колоний, хуторов и заимок немцев. В них жили около 1000 человек. Источники свидетельствуют, что в это время немецкая община города была представленная уже не офицерами и чиновниками, как в XVIII и первой половине XIX века, а учителями, инженерами, владельцами торговых и промышленных предприятий из числа как российских подданных, так и иностранцев. Это купец 1-й гильдии из Ташкента Г. В. Дюршмидт, открывший в 1906 году кишечное заведение и поставлявший сырьё для колбасного производства, отменные пивовары – германский подданный Я.Л. Зуккер и гражданин Швейцарии — А. П. Лорец, популярный в уезде кондитер М.Г. Франк и другие, общей численностью до 100 человек. 14 июня 1915 года в Троицке появилась на свет Вера Оттовна фон Линген. Она живет в Бонне и поддерживает связь с родным городом. Дочь ее сына Александра Эдуардовича фон Лингена Анна Изабель Эдуардовна приезжала в Троицк.
В городе нашлось место предприимчивым людям разных национальностей. Они строили город, торговали, развивали ремесла, занимались меценатством. Возводились купеческие особняки, склады и перерабатывающие предприятия. Как отмечают краеведы, особняки и магазины строились с большим размахом по проектам архитекторов из Москвы и Санкт-Петербурга (они и поныне украшают город, придают ему своеобразный, неповторимый колорит, Троицк иногда называют музеем под открытым небом). Появились не только особняки и магазины, но и учебные заведения, учреждения культуры, типография. Все это создавалось руками и на деньги предпринимателей.
Перед революцией 1917 года в Троицке было 12 православных храмов и женский монастырь, семь мечетей и 15 мусульманских учебных заведений, в которых, наряду с троичанами, обучались дети из Башкирии, Сибири, Казахстана и других регионов. Издавались газеты и журналы на русском и татарском языках, а также уже первый в мире журнал на казахском языке «Айкап». Активную деятельность проводили различные общественные (благотворительные, просветительские и спортивные) организации, в том числе русско-татарское благотворительное общество «Хайрат». Обсуждался вопрос об открытии учительского института.
На протяжении всего описываемого времени происходило взаимообогащение культур русского, татарского, башкирского и других народов. Город был расположен на открытом пространстве, открытом во всех смыслах! Здесь не просто шла торговля. Здесь налаживались связи, шел диалог России с Востоком!
Так шло великое общение, взаимопроникновение евразийских народов на троицкой земле!
В более поздней истории было несколько миграционных волн, благодаря которым национальная палитра Троицка начинала играть все новыми красками.
Во время Первой мировой войны в город устремился людской поток. Это были беженцы из западных губерний, в основном, поляки и украинцы, немецкие и еврейские семьи, интернированные и высланные из прифронтовой полосы, раненые императорской армии, для излечения которых были развёрнуты казённые и общественные госпитали и частный лазарет купцов Яушевых. Как отмечают краеведы, польская община тогда увеличилась настолько, что смогла открыть свою национальную школу. В Троицке оказались и недавно переселившиеся из Болгарии в Новороссию болгары. Историки поясняют, что около десятка простых крестьянских семей, интернированные из-за того, что царь Болгарии Фердинанд I Саксен-Кобург-Готский поддержал Германию и Австро-Венгрию, навсегда остались на Южном Урале и сыграли заметную роль в развитии садоводства и огородничества в городе. Вскоре к этим «новым троичанам» добавились военнопленные австро-венгерской армии (австрийцы, мадъяры, румыны, буковинцы, поляки) размещённые на Меновом дворе, переоборудованном в концлагерь. После революции 1917 года, во время Гражданской войны, в городе шло такое же бурление, как во всей стране. Переиначивая слова классика, можно сказать: «Все промелькнули перед нами, все побывали тут». В городе появлялись представители, наверное, всех российских этносов, но уже в 20-е годы национальный состав стал практически прежним, таким, каким сформировался в добрые дореволюционные годы.
Очередное увеличение численности населения Троицк пережил в годы Великой Отечественной войны. Из истории известно, что только за первые полгода с её начала он принял 19 тысяч беженцев из прифронтовых районов, а также эвакуированные учреждения, организации и промышленные предприятия вместе с их сотрудниками. В Троицк был переведён из Гомеля жировой комбинат, из Ленинграда автоматно-штамповочный завод, военный завод №34 из Москвы, делавший самолётные и танковые радиаторы. Но первыми стали прибывать раненые. В 1943 году началась реэвакуация, но многие из беженцев, жителей западных областей СССР, навсегда стали троичанами.
Как констатируют историки, в послевоенные годы динамика изменения национального состава горожан была связана, в основном с освоением целинных и залежных земель на Южном Урале и в Северном Казахстане, строительством в 50-е годы мощнейшей в регионе ГРЭС, развитием в Троицке комплекса машиностроительных предприятий и общесоюзной тенденцией миграции сельского населения в города.
Известные жители Троицка и люди, причастные к городу
Такая интересная история не могла не подарить городу и миру знаменитых людей!
Среди русских назовем несколько имен: это упоминавшийся уже устроитель Оренбургского края и основатель Троицка Иван Неплюев; в 1768 году в Троицкой крепости родился знаменитый баснописец Иван Крылов; в Троицке появился на свет поэт Борис Ручьев (15 июня – 100 лет со дня его рождения); в Троицке жил и учился председатель Конституционного суда Валерий Зорькин; управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин тоже появился на свет в этом городе.
С Троицком связано немало знаменитых татарских имен. Наверное, поэтому Троицкая группа татар более-менее изучена. Остальная часть этого этноса, живущего в Челябинской области, имеет историю скорее примерную, устную. Рустам Валеев — известный писатель, уроженец Троицка, трогательно и нежно описывающий мир родного города. Он рассказал, что с Троицком связано много известных в России и за границей татарских имен: из купцов Бакировых — Эрнест Бакиров, выпускник Московского нефтяного института имени Ивана Губкина, академик РАЕН, был вице-премьером правительства Москвы; доктор Абдельхамид Бакиров; Чингиз Ахмаров — знаменитый монументальный живописец, его брат — Исхак Ахмеров — советский разведчик, резидент в Америке во время Великой Отечественной войны; Роберт Нигматулин долгое время работает директором Института океанологии РАН, его мать — из семьи упоминавшегося уже Латфуллы Газизова, известного просветителя; знаменитый политобозреватель советского телевидения Фарид Сейфуль-Мулюков — из рода купцов Яушевых (его маму звали Разией).
С Троицком связано имя великого татарского поэта Габдуллы Тукая. В последние годы жизни казанские друзья хотели отправить его лечиться от туберкулеза за границу. Тукай не поехал. Вместо этого он отправился путешествовать по России. В начале лета 1912 года поехал в Троицк (в Челябинске был проездом). Немного погостил в городе (сохранился дом. где останавливался поэт), потом был «на кумысе» в 30 верстах от Троицка, в казахских степях. Наступило временное улучшение здоровья. Тукай умер в Казани в апреле 1913 года, ему было 27 лет. Рустам Валеев посвятил поэту роман «Заботы света». Троичанин Фарит Якупов — заслуженный артист Татарстана; Басыр Рафиков — поэт-фронтовик, член Союза писателей России.
В Троицке работал учителем знаменитый башкирский поэт Шайхзада Бабич. В городе учился классик башкирской литературы, народный поэт Башкирской АССР Мажит Гафури. Среди казахов назовем Мухамеджана Сералина – первого казахского издателя. В 1911-1916 годах он издавал в Троицке уже упоминавшийся журнал «Айкап». Из украинцев с Троицком связан специалист по минералогии, исследователь Тунгусского метеорита Леонид Кулик. Очень многие знают недавно ушедшего из жизни академика Андрей Кабыша, работавшего в Уральской академии ветеринарной медицины. В этом же учебном заведении трудятся профессора, евреи по национальности Моисей Рабинович и Михаил Свердлов.
С Троицком связан Федор Плевако — известный адвокат царской России. По поводу его национальной принадлежности полной ясности нет. Мать Федора Никифоровича – по одним источникам, калмычка, по другим – киргизка (казашка). Отец – польский революционер Никифор Плевак. Вполне возможно, что у него были еврейские корни.
Сегодня среди руководителей администрации Троицка и управлений представлено большинство национальностей, живущих в городе. Татарин Равиль Абдрашитов был заместителем главы Троицка. Розалия Вишнякова сейчас работает вице-мэром. Ректором Уральской академии ветеринарной медицины работает украинец Виктор Литовченко. Армянин Вальтер Магакян известен как депутат Троицкого Собрания депутатов.
Как вы понимаете, имена известных людей можно перечислять еще долго.
Особый климат Троицка
Постепенно в Троцке сложился особый межнациональный климат. Его приметы, проявления очень интересны и трогают до слез.
После Гражданской войны было много беженцев, вспоминает уроженка Троицка Сафуат Рахманкулова, дочь сына шейха Зайнуллы Расулева Габдрахмана Хазрата и внучка Ахмада Хаджи Рахманкулова. Ее отец в своей проповеди в мечети обратился к мусульманам с призывом помочь беженцам вернуться в родные края. Было собрано много одежды для беженцев и деньги на дорогу. Некоторых, дома которых были недалеко от Троицка, на подводах отвезли домой. Габдрахман Хазрат узнал, что на вокзале города живет еврейская семья, оказавшаяся в бедственном положении. Двое детей умерли на вокзале. Вспоминает Сафуат Рахманкулова: «Отец на подводе поехал на вокзал и, недолго думая, привез эту семью к себе домой. 12 человек: дедушка, бабушка, мама и девять детей разного возраста. Они ехали через Троицк на юг. Отец семейства умер в поезде. На станции Троицк семью высадили с поезда, так как двое детей сильно болели. Вещи остались в поезде. Отец посадил на телегу стариков и маленьких детей. Остальные с вокзала до нашего дома шли пешком. Мама поселила эту семью в том крыле дома, где был отдельный ход. Отец пригасил местного врача, фамилия его Шварцман. Семья жила в нашем доме два месяца. Гости поправились, окрепли и решили вернуться в свой город. Отец купил семье билеты, снабдил их продуктами и посадил в поезд. Надо сказать, что мусульмане нашего района Магмурья (другое, более привычное название — Амур — Л.Л.) приняли самое горячее участие в судьбе этой семьи. Они приходили узнавать о здоровье, приносили гостинцы, подарки и пришли проводить их.
Эта история скоро стала забываться. Вдруг к нам приехали гости, старик, мужчина и мальчик-подросток. Отец сразу узнал мальчика. Старик-раввин приехал поблагодарить моих родителей за спасение еврейской семьи. Он вручил отцу документ с печатью и подписями членов еврейской общины. Я хорошо помню бумагу. Наверху был знак «Давидова звезда», пониже было на русском языке написано: «Имам Габдрахман Расулев является верным другом евреев». Отец рассказывал, что он так растерялся, когда прочел это, что даже не знал, что ответить. Гости в тот же день уехали, мы с ними больше не встречались. С еврейскими семьями мы дружили всю жизнь. Они знали про этот документ и его предысторию».
Стоит добавить, что впоследствии Габдрахман Хазрат Расулев стал муфтием Центрального духовного управления мусульман (сейчас на этом почетном посту служит всем известный, многоуважаемый Талгат Таджуддин). Он переехал из Троицка в Уфу, на родину своих предков.
Как мне рассказали, в городе есть «татарский край» — в районе улиц Ленина и Летягина. Там, во дворах жактовских домов (двухэтажных, неблагоустроенных) была дружба и взаимовыручка. Можно было всегда занять денег, попросить соль. Соседи вместе наводили порядок во дворе, убирали его. Татарские абики (бабушки), закончив хлопотать по хозяйству, выходили во двор – пообщаться. Русские бабушки там тоже говорили на татарском! Если было жарко, бабули сидели в тени, в стайках. Абики пекли татарские беляши и приглашали всех на чай. Во дворе на Летягина, 38 жила баба Люба Полумыскина, русская. Она каждую субботу пекла пироги и приглашала в гости, двери ее квартиры были открыты для всех. В том же дворе жил один русский дядечка. Он трезвый и пьяненький выходил во двор и играл на гармошке! И это вызывало только положительные эмоции. Праздники двора в таких местах начинались естественно, их не надо было организовывать сверху. Каждый выносил свое, что приготовил. Люди выходили во двор и вместе пили чай, шутили, приглядывали за детьми. Многие троичане стали хорошими людьми и достигли высот как профессионалы во многом потому, что выросли в таких дворах, их было много! Там все друг друга любили и уважали, и не могло быть никаких конфликтов. Такие отношения – счастье.
Так в Троицке копилось его главное богатство — дружба народов!
Сабантуй, который проходит ежегодно, давно уже стал общим праздником не только татар, а всех жителей города. В общенародные праздники превращаются фестивали «Играй, гармонь!», художественной самодеятельности, Дни города и национальных культур. В общий культурный водоворот все время вовлекаются разные народы. В этом году 16 июня в Троицком народном театре — премьера. Китайские строители, работающие на ГРЭС, вместе с местными актерами участвуют в постановке «Дуракам закон не писан».
В ветеринарной академии проводится фестиваль национальных культур. Интересно работает клуб украинской культуры при муниципальном ДК имени Луначарского «Вiра, надiя, любов» (вера, надежда, любовь), руководитель — Галина Ковальчук. В деревне Сары Троицкого района есть вокальный ансамбль «Смерiчки» (голубая ель), которым руководит Галина Рябошапка. Многие знают активистов казахских центров: Дихана Мусина (Троицкий район), троичанок Галию Серсенбаеву, Рысбике Досанову. Несколько лет назад зарегистрирована и интересно работает Еврейская община (председатель — Шуля Шехтман, секретарь — Елизавета Шехтман). Узбеки были в городе раньше, в последние годы они снова появились в Троицке. Здесь есть свой ресторан с вкусными блюдами национальной кухни, я их пробовал.
В Троицком ЗАГСе сообщили, что в городе по-прежнему регистрируется много межнациональных браков. Порой они порождают неожиданные проблемы. На встрече со мной, как автором книги «Планета Южный Урал. Живая энциклопедия народов Челябинской области», прошедшей в минувшем декабре в городском краеведческом музее, прозвучал интересный вопрос. Супруги разных национальностей живут, любят друг друга. А на пороге вечности возникает вопрос: как их хоронить? Они хотят покоиться рядом, но кладбища у мусульман и христиан разные. Бывает, что на мусульманском кладбище появляется супруг или супруга другой веры. Как тут быть? Я тогда ответил, что все-таки всех надо хоронить на своих погостах. А потом супруги соединятся на небесах…
Проблемы межнациональных отношений
В последние два десятилетия в национальном составе и в межнациональных отношениях в России, на Южном Урале и в Троицке произошли существенные изменения. Усилились миграционные потоки как из республик бывшего СССР, так и из регионов России, в частности, из республик Кавказа. Миграционные потоки, возникшие после распада СССР, можно рассматривать как часть общемировых миграционных волн, связанных с перемещениями людей из так называемых стран третьего мира в страны Запада, зачастую люди едут из бывших колоний в метрополии. Страны «золотого миллиарда», имеющие перед ними своего рода комплекс вины, принимают мигрантов все больше и больше.
В России происходят аналогичные процессы. За последние 20 лет и без того разнообразная национальная палитра Южного Урала и Троицка стала еще богаче. В городе стало намного больше людей, переехавших из республик бывшего Советского Союза — армян, азербайджанцев, упоминавшихся уже узбеков, таджиков, киргизов, цыган и т.д. Всех их принял многонациональный Троицк, всем нашлось место под его солнцем. Это можно видеть на праздниках, в частности, на Дне города, когда выступают представители всех национальных культур. Все, с кем я обсуждал эту тему, отмечали, что серьезных конфликтов с приезжими не было, ни с азербайджанцами, ни с армянами, ни с узбеками и таджиками и т.д. Хотя – жизнь есть жизнь — отдельные трения возникали. Когда в конце августа 2010 года я встречался с председателем армянского национально-культурного центра области Гагиком Мхитаряном, ему позвонили из Троицка и попросили приехать, чтобы разобраться в споре между армянскими и местными ребятами. Произошедшее – исключение из правил, можно считать, что это неизбежный момент среди молодежи, и национальная принадлежность тут нипричем.
Но есть и более глубокие проблемные моменты. Общаясь с троичанами после уже упомянутой декабрьской встречи в городском музее, я услышал такой рассказ: «Раньше мы были едины, все были свои, сидели за одним столом, а сейчас появились свои национальные кланы. Это не по-троицки!».
Так Троицк соприкоснулся с общемировой и общероссийской проблемой интеграции мигрантов в культурное пространство той страны и того места, в которое они приехали.
В Европе эта проблема сейчас стоит очень остро — все мы видим, как молодые представители переселенцев из стран третьего мира выходят на акции протеста, поджигают машины, совершают теракты и убийства, как это произошло недавно в Лондоне. В России культурного и цивилизационного разрыва между мигрантами и местными жителями нет — все-таки к нам едут не чужие люди, это не посланцы других стран или бывших колоний с иной культурой, а жители республик, с которыми мы вместе жили в СССР (наша большая страна была не колониальной, а континентальной империей, это две большие разницы). Переселенцы довольно быстро осваиваются на месте, их дети поступают в Уральскую академию ветеринарной медицины, Троицкий филиал ЧелГУ и другие учебные заведения.
Опыт взаимодействия с этими людьми у нас сложился исторически. Тем не менее, проблемы есть, в том числе в Троицке. Группы узбеков и таджиков (не будем употреблять слово «кланы») формируются возле одного из крупных предпринимателей. Азербайджанцы работают в своих компаниях и собираются на праздники в своих заведениях. Интересно, что они хоронят своих не в Троицке, а везут на родину, если не хватает денег, их собирают. Значит, они пока не считают эту землю своей? А сами троичане всегда считают приезжих своими? Ответ, к сожалению, очевиден. Они смогут назвать их по-настоящему своими, когда будут лучше их знать этих людей, их культуру, обычаи и традиции, когда будут считать их праздники своими! Например, казахский праздник Наурыз пока не стал для троичан таким же своим, как Сабантуй. А ведь казахи живут рядом, за речкой, да и в городе их немало…
В России есть попытки создать переселенцам какие-то отдельные места для проживания, этакие резервации. Они воспроизводят обособленность, клановость. В Троицке это произошло «естественным путем», без вмешательства сверху, но в любом случае национальная обособленность не способствует интеграции приезжих в городскую среду. И «хороводы дружбы» вряд ли помогут решить проблему обособленности. Что же делать? Как это преодолеть? Что власти города и общество могут предпринять? Что должно побуждать приезжих не замыкаться в своей среде, а вливаться в троицкую социокультурную общность, уважать местные традиции и обычаи?
Я знаю, что в управлении по культуре, спорту и молодежной политике администрации Троицка принята долгосрочная программа на 2013-2015 годы «Основные направления реализации государственной национальной политики в городе Троицке». Она нацелена на работу с национально-культурными центрами. Глава города Виктор Щекотов практически каждый квартал встречается с руководителями всех национально-культурных центров города. Видимо, назрела необходимость создать какую-то единую организацию, условно говоря – Ассамблею народов Троицка, Дом дружбы. Ведь, если что случится (не дай Бог, конечно), полиция не справится, конфликт могут разрешить только старейшины, авторитетные люди. Такая системная работа поможет решить и застарелые проблемы жизни разных народов города. Они связаны, в частности, с состоянием кладбищ. Как мне рассказали, кладбище за поселком Амур в городе потеряли. Новое мусульманское кладбище тоже не в лучшем состоянии. Муниципалитет не может найти семью, которая бы жила там и присматривала за погостом. Наверное, среди мигрантов из Центральной Азии такие люди найдутся. Надо только им помочь обустроиться — сделать ремонт дома, почистить скважину… Есть проблема с уходом за упоминавшимся уже единственным в области еврейским кладбищем. Тут требуются совместные организационные усилия власти, общественных организаций, средства на благоустройство.
Заключение
Недавно в России прошло всенародное обсуждение и формулирование стратегии национальной политики. Опыт общения разных народов в Троицке был здесь очень кстати. Власти и общественным организациям надо и дальше его использовать и развивать, соединять ткань жизни и неформальный подход муниципальных и общественных структур. Один из главных уроков Троицка в том, что здесь, на евразийском перекрестке, вместе органично существуют люди разных национальностей и религиозных конфессий. Очень важно сохранить и развить эти культуры. Это должно быть главной целью! Пока же, как мне кажется, высшую федеральную и региональную власть больше беспокоит потенциально экстремистская составляющая темы межнациональных отношений. Не случайно в области эти вопросы курирует вице-премьер – полковник в отставке. Следует понимать, что конфликты и экстремизм возникают тогда, когда не решены базовые мировоззренческие и культурные вопросы, когда на их основе не организовано бытие человека.
Мы сможем сохранить и развить наш уникальный опыт совместного проживания и интегрировать приезжих в свою среду только тогда, когда будем сами уважительно относиться к своей истории, культуре, к памяти предков, когда сумеем предложить мигрантам привлекательный цивилизационный проект, создадим институты и инфраструктуру интеграции. С другой стороны, мы должны знать культуру людей, поселившихся рядом с нами. Всегда говорил и буду говорить: между культурными людьми разных национальностей, которые знают и чтят свое, а, с другой стороны, знают и уважают чужое, не может быть конфликтов! Чтобы достичь такого состояния, надо не только угощать друг друга национальными блюдами, танцевать, петь песни на праздниках и т.д. Требуется целенаправленная работа по решению вышеупомянутых проблемных вопросов жизни города, обучение языку, система профессиональной адаптации и многое другое.
Благодарю людей, которые помогли мне подготовиться к этому выступлению: писателя, уроженца Троицка Рустама Валеева, троицкого историка Рауфа Гизатуллина, секретаря Еврейской общины Троицка Елизавету Шехтман, служителя троицкой мечети на улице Ленина Ильгизара Хасанова, коренного троичанина Виктора Шарыгина и собственного корреспондента «Челябинского рабочего» в Троицке Марину Клайн.
Спасибо за внимание!