Мои люди

10 октября 2021 года

Любовь Малыхина, педагог, ученый, город Санкт-Петербург

Большая марочка

Любовь Борисовна Малыхина учила меня педагогике в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО), где я постигал азы своей второй профессии параллельно работе в газете «Седьмая перемена». На курсах собрались взрослые дяди и тети, но мы с большим интересом слушали лекции заведующей кафедрой дополнительного образования, кандидата педагогических наук Малыхиной. Любовь Борисовна нам сразу понравилась. В ней гармонично сочетается системный ум ученого, практическое знание педагогики и человечность. Ее тон общения, открытость и искренность подкупают с первых минут общения.

До ЛОИРО Любовь Малыхина прошла интересный профессиональный путь. В педагогику пришла в 1994 году. Работала в Доме детского творчества в Гатчине руководителем кружка, педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 2004 году стала заместителем директора Областного Центра развития дополнительного образования. В 2001 году с отличием окончила Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, получила специальность «Технология и предпринимательство». С 2005 года в ЛОИРО. Была методистом, преподавателем. В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Организационно-педагогическая культура как фактор развития учреждения дополнительного образования детей» и стала заведующей кафедрой. В 2018 году получила учена звание доцент.

Любовь Борисовна — научный руководитель региональных и федеральных инновационных программ. Автор более 100 опубликованных научных работ. Ее жизненное кредо: «Наши удачи поучительнее наших неудач»; «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

________________________________________________________________________________

Корреспонденты «Седьмой перемены» беседуют с заведующей кафедрой дополнительного образования Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО), кандидатом педагогических наук Любовью Малыхиной

- Любовь Борисовна, наша жизнь стремительно меняется: появляются новые технологии, иными становятся отношения в обществе. Успевают ли за этими процессами система образования, учителя?

- Мы все не успеваем в полной мере. Мешает консервативность, свойственная зачастую системе образования. Я даже скажу, что сейчас учителям, взрослым людям, в некоторых случаях надо учиться у детей.

- В России принят профессиональный стандарт педагога. Помогает ли он учителю соответствовать требованиям времени?

- Конечно. В профессиональном стандарте есть три основные содержательные линии, направленные на соответствие педагога требованиям времени. Первое: применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности — от подготовки рабочей документации до использования  в образовательном процессе. Второе: «универсальность» педагога в его готовности работать с различными категориями детей и подростков (талантливыми, средних способностей, из группы риска, с особыми возможностями здоровья). Третье: непрерывное профессиональное образование педагога.

- В области проводилась аттестация педагогов по-новому. Что она показала?

- Новым был только механизм аттестации. Нормативная база, критерии и показатели не изменились. Если раньше педагог готовил свое профессиональное портфолио и предоставлял его экспертной группе, то теперь предложена удобная электронная платформа для размещения и экспертизы аттестационных материалов. Она должна облегчить проведение аттестации. Педагог загружает портфолио на электронную платформу. Здесь требуется вдумчивый отбор документов, умение пройти регистрацию и разместить свои материалы в обозначенные сроки. Это составляющие цифровой грамотности, которая не предполагает ничего сверхъестественного, просто все ею должны овладеть. В этом году была апробация электронной аттестации, сейчас платформа дорабатывается и ожидается, что в Ленинградской области ее начнут использовать с января 2022 года.

Главный снимок- Говоря о профессиональном стандарте, вы не упомянули личностные качества учителя, но без них педагога просто нет!

- Убеждена, что человеческие качества даже важнее профессиональных. Любые компетенции можно нарастить — посещать курсы, семинары, учиться с использованием информационных технологий, программных средств. Можно даже освоить основы педагогики, психологии, а человеческие качества либо есть, либо их нет. Что касается близкой мне системы дополнительного образования, то хочу отметить: в него педагоги приходят по призванию. Есть даже такая шутка: занимаешься своим хобби, любимым делом, а тебе за это еще и платят.

- А какое главное человеческое качество педагога?

- Любовь и уважение к детям. Без этого нет смысла работать.

- Для хорошего педагога работа – призвание. Много ли у нас таких учителей? Как увеличить их количество?

-Скажу о дополнительном образовании. По моему убеждению, в этой системе все работают по призванию. Среди своих коллег и слушателей курсов я не видела людей, которые бы профессионально выгорели, испытывали неудовлетворенность от работы.

- Вы согласны, что в новые, cовременные отношения с учениками и родителями проще входят молодые педагоги?

- Да, отчасти это так. Педагогам до 30 лет порой проще выстраивать отношения с учениками в силу возраста, поколенческих ценностей. Так, например, наставниками в «Кванториумах» часто работают молодые практикующие специалисты, магистранты и аспиранты технических вузов. С детьми проще работать, когда не чувствуешь возрастного барьера, и в этом преимущество молодых педагогов.

- Мы считаем, что надо по максимуму использовать опыт педагогов старшего поколения. Но некоторые из них порой не понимают, чего от них хотят.

- У старших коллег есть любовь к детям, стремление учиться. Они могут выстроить очень полезные, легкие отношения, которые дают результаты. Но они и новыми технологиями успешно овладевают. Я хочу привести пример своего научного руководителя, которого уже нет в этой жизни, профессора, академика, доктора педагогических наук Галины Дмитриевны Кирилловой. Она освоила ноутбук в 82 года! Начала пользоваться электронной почтой, социальными сетями и т.д. У нее это получилось легко и просто, потому что человек всю жизнь занимался интеллектуальной деятельностью, учил студентов, был научным руководителем. И всегда был открыт всему новому.Современность не коррелирует с возрастом, это ощущение жизни. Можно и в молодом возрасте быть безынициативным и просто отбывать свое рабочее время, не стремиться ни к чему новому.

- Учитель должен признавать свои ошибки?

- Можно быть неоправданно заносчивым и амбициозным, а можно адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. Это у человека любой профессии либо есть, либо нет. Умение признать неправоту — одно из возможных требований к педагогу. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждет, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель делает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие. Я всегда признаю свои ошибки, мне никогда не стыдно в этом признаться. Бывают ситуации, когда мои слушатели в чем-то более компетентны. И я с удовольствием у них учусь. Если в какой-то момент не могу ответить на вопрос, что-то рассказать, показать, всегда скажу об этом и попрошу паузу, но в следующий раз обязательно подготовлюсь и отвечу.

- То есть для педагога это норма?

- Да. Не надо стремиться всегда и во всем быть правым!

- На каком месте у педагога чувство юмора?

- На самом первом! (Смеется.)Это облегчает жизнь, делает более легким и веселым общение. Я очень ценю в людях самоиронию, когда они не воспринимают себя как носителя регалий, статусов и ученых степеней, не смотрят на это как на что-то исключительно весомое, значимое. Отношение к себе с самоиронией — качество умного, интеллектуально одаренного человека. Юмор, ирония, самоирония – это самое первое качество педагога. Нет, я не о том, что все всегда надо переводить в шутку, просто к каким-то ситуациям надо относиться легче, с улыбкой. Тогда можно большего достичь в жизни.

Беседовали

Автор Вероника Зыкина

 

 

 Вероника Зыкина

 

 

Автор Андрей Моисеев

 

 

 Андрей Моисеев

 

 

Газета «Седьмая перемена», №7 (31), сентябрь 2021 года.