Sтраница Основного Sмысла
Как воспитать свободного человека?
Россия активно интегрируется в мировое сообщество. Особенно интенсивны контакты в научной и образовательной сферах. В последнее время значительная часть наших сограждан стала обращать больше внимания на опыт воспитания детей в других странах мира. Молодые родители сегодня все чаще выбирают свободу. Но знают ли они, как научить малышей быть свободными? Не портят ли их своими неграмотными действиями? Применим ли у нас педагогический опыт других стран? Не проще ли следовать проверенным российским традициям? Мы попросили поразмышлять об этом известную челябинскую журналистку Светлану Журавлеву, которая уже не один десяток лет специализируется на теме образования и воспитания.
—————————————————————————————————
Дитя еще не успело родиться, а в семье уже разногласия: как воспитывать его — в свободе или ограничении? Начинается спор с пеленания: нужно ли оно? У сторонников и противников — свои аргументы.
Недавно одна молодая женщина призналась: «Я бы отбирала детей у родителей, которые воспитывают только окриком. Сами заниматься ребенком не хотят, а злятся на него, что не сидит в углу с задачками или книгой. Бред какой-то». Татьяна (так зовут женщину) воспитывает дочь по японской системе, когда ребенку можно все, что не угрожает его здоровью или жизни. Но знает ли она, что свобода (часто мнимая) — это только одна сторона системы воспитания в Японии. Другая состоит из ограничений. Их там не меньше, чем у нас, как рассказывают очевидцы. Никакой свободы действий у японских детей нет. Но есть право выбора. Допустим, на улице похолодало и на ребенка нужно надеть колготки, а он не хочет. Что делает наша мамочка? Хватает малыша и, не обращая внимания на его вопли «не хочу», «не буду», силой впихивает ноги в колготки. Еще и тряхнет, как мешок, чтобы на коленках не морщились. А в Японии? Ребенку предложат самому выбрать колготки, скажем, по цвету: красные или синие. Спросят, с какой ножки он будет их надевать? По словам специалистов из Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, это так называемый ложный выбор. На самом деле никакого выбора у ребенка нет. Никто его раздетым на улицу не поведет. Но у малыша будет ощущение, что это его решение: одеться теплее. Так воспитывается самостоятельность.
А вот к чему приводит вседозволенность, на другом примере. Маленькой Маше мама позволяла рисовать на обоях, выгребать из шкафов все, что там есть, рассыпать на кухне муку и крупы, краситься своей косметикой, ходить в женских туфлях на каблуках. Маша выросла, стала девушкой-подростком, но в ее комнате такой бардак, что зайти туда страшно. Все разбросано, раскидано, засыпано обрезками бумаг, залито клеем — ноге ступить некуда.
— Не бить же мне ее! — говорит Машина мама, которую отличает большая аккуратность и любовь к порядку. По ее словам, она все продумала, чтобы Маше уборка не составляла труда. Купила контейнеры для канцелярских товаров, красивое ведро для мусора, убрала лишние вещи, но дочь все равно не хочет убираться в своей комнате. Ей и так хорошо.
А что же будет потом, во взрослой жизни, когда у Маши появится своя семья? Редкий ведь мужчина потерпит кавардак в квартире. Конечно, есть и те, кто к порядку равнодушен. Но такого спутника жизни надо еще найти. Круг для выбора у Маши сужается, а все потому, что мама всегда была категорически против наказаний, считая, что они обижают ребенок, отталкивают от родителей. Этот пример показывает, что многие родители разрешают ребенку все, что он хочет, из-за своей беспомощности или лени.
Говорят, в Японии детей до пяти лет не наказывают. Неправда. Наказывают, только по-другому, не шлепком, подзатыльником или криком, а строгим словом, взглядом, позой. С ребенком в Японии обычно общаются, присев на корточки или взяв на колени, так сказать «глаза в глаза». Но если он провинился, то взрослые разговаривают с ним стоя, и ребенку приходится смотреть на них снизу вверх. На такую мелочь мы совсем не обращаем внимания. А это, оказывается, очень важно. Ребенок чувствует себя по-другому. Когда малышам в качестве эксперимента предложили нарисовать нос, то наши дети изобразили его двумя дырочками, а в Японии дети нос рисуют в деталях. Что видят, то и переносят на бумагу. Как же неуютно нашим малышам смотреть на нас всегда снизу вверх.
В детских садах в Японии есть зоны, условно говоря, поощрения и наказания. За хороший поступок ребенку предлагают поиграть в самом приятном уголке группы. А о плохом поведении с ним будут разговаривать в строго отведенном для этого месте. Если ребенка туда привели, то он уже понимает: сделал что-то не то. Так воспитывают в Японии, в которой очень трепетно и нежно относятся к детям.
А вот как в Англии, исторически известной палочной дисциплиной и применением телесных наказаний.
Времена, конечно, изменились, в чем убедилась на своем опыте сотрудница ЧГПУ Анна Бекетт (на снимке). Она определила свою дочь в Англии в школу Святой Марии в городе, откуда ушел «Титаник», Southampton. И была приятно удивлена, что с первой недели дочери дали переводчицу от мэрии, которая сидела с девочкой на уроках и помогала понимать, что говорит учитель. Она сидела бы рядом столько, сколько нужно, но родители сами отказались от переводчицы, чтобы дочь быстрее начала пользоваться английским языком.
Самое сильное впечатление Анны Бекетт — это та степень свободы, которая предоставлена детям. В начальной школе, по ее словам, ученики на половине уроков валяются на ковре, на полу — лежат, сидят, ходят. Задания на дом не задают, потому что это, как сказала учительница, «не полезно для детского здоровья». В школе много такого, от чего становится ясно: ученик тут — главный. Учителю запрещено сравнивать детей в их присутствии, унижать, обижать, даже намеком. За любой из названных проступков — увольнение. В каждом классе — по два учителя. Один — у доски, второй обходит детей и на ухо спрашивает, «что не понятно»?
Если рабочий день матери начинается раньше, чем уроки у ребенка, то его поведет в школу чужая тетенька, назначенная мэрией. Обычно этот человек стоит на бирже труда. Ему за работу платят, а для мамы услуга бесплатная. Дети в школе ведут себя раскрепощено, не боятся делать ошибки. Они все время экспериментируют, но это не значит, что для них нет рамок, что им все позволено.
Как рассказывает Анна Бекетт, если в школе существует форма, то все очень строго — длина и цвет юбки (девочки не ходят в брюках), цвет и модель обуви, даже высота каблука. На линейке могут заставить снять башмак и при всех замерить высоту каблука линейкой. Если норме не соответствует — предупреждение. После трех предупреждений могут исключить из школы. Нарушений боятся все, поскольку список правил солидный. Зимой или летом на уроке физкультуры купайся в бассейне, что стоит на школьном дворе. Пропускать нельзя — предупреждение.
Если ребенок заболел и не пойдет в школу, то нужно сообщить до звонка на первый урок, иначе — предупреждение.
Взыскание можно получить, даже отказавшись от приятного дела. Раз в год все дети обязаны поехать на школьном автобусе в другую страну. Эта поездка — практическое изучение истории, географии, культуры. Не поехал — предупреждение.
Там даже бастуют по обязанности. Если зарплаты не растут, а цены скачут, то все студенты должны выйти на демонстрацию вместе с народом и показать свою солидарность. Не вышел — предупреждение.
Такая регламентация учащихся и студентов держит в страхе. В школе, где везде установлены камеры, даже в туалете, ученики соблюдают дисциплину. Вне стен ее, по словам Анны Бекетт, и курят, и дерутся, и матерятся.
В Англии и родителям воли не дают, хотя общаются с ними дружелюбно, позитивно и уважительно. Родительские собрания проходят за накрытым столом с чаем и булками, но слова учителя обсуждению не подлежат и никем не оспариваются. На уроки родителей и близко не пускают.
Чем выпускники английских школ выгодно отличаются от наших? Они выходят из стен учебного учреждения полностью адаптированными к жизни. Для них не проблема — заполнить анкету при приеме на работу, оформить заявку в банк, вести переговоры по телефону. Они имеют навыки даже семейной жизни. Но сказать, что английская или японская система воспитания лучше нашей, нельзя. Воспитание — это такой процесс, когда родителю или педагогу, которые находятся рядом с ребенком, нужно все время думать, как решить проблему, что ответить, как поступить. Думать трудно. Поэтому мама Маши думать не захотела, и получила то, что сегодня имеет: не приученную к порядку дочь.
Из-за неумения или нехотения думать, мы часто давим в ребенке интерес, вместо того, чтобы его поддержать…
…На занятии в детском саду шустрый малыш подбежал к воспитателю, когда та настраивала компьютер.
- Сядь на место, — строго сказала она.
Я представила на ее месте известного в Челябинской области учителя Ивана Иоголевича (он был победителем конкурса «Учитель года России-2005»). В этой ситуации он наверняка сказал бы так:
- Тебе интересно? Подойди ко мне после занятия. Я тебе все объясню.
Светлана Журавлева