Sтраница Основного Sмысла
Недетский мат. Школьники стали больше сквернословить
Иду мимо школьной раздевалки и слышу мат. Спрашиваю ребят, почему они так ругаются. Малыши отвечают, что научились у подростков. А потом смеются и добавляют, что это модно и круто. Я объясняю, что мат – очень плохо и прошу так не говорить. Дети кивают, а когда я отхожу, снова слышу крепкие слова…
Скажу честно: я тоже употребляю эти выражения! Недавно в горячке (я эмоциональный, порой несдержанный человек, одноклассники и друзья это знают) выпалила их и осеклась. Стало стыдно. Раньше такого за собой не наблюдала , а теперь понимаю, что это проблема. Как ее решать, как отучить детей от таких слов?
Для начала я решила услышать мнение ученика и родителя. Подхожу к первому встречному школьнику.
- Я одноклассникам говорю, что хватит, а они все равно матерятся, — рассказывает Елисей Трошечкин из третьего класса.
- А где ты в первый раз услышал мат?
- На улице.
- А когда и почему дети ругаются?
- Да просто так!
- А в каком возрасте чаще сквернословят?
- В младшем.
- А ты сам материшься?
- Когда меня выводят из себя, могу сказануть.
- Я отношусь к этому очень отрицательно, — говорит Вероника Викторовна Елгина, логопед и мама первоклассницы Алины. — Это бескультурье. Взрослые должны все объяснять детям. А ребятам надо больше читать и использовать литературные слова.
Да, без взрослых тут точно не разберешься. Я решила обратиться за советом к человеку, которого знаю с прошлого года по театральной студии. А сейчас ее руководитель Татьяна Владимировна Анисимова еще и заместитель директора школы по воспитательной работе. Ей, как говорится, и карты в руки. Мы договариваемся о встрече.
- Вам часто приходится слышать, как дети ругаются матом?
- Не очень часто, но когда слышу, чувствую себя оскорбленной.
- Это дети какого возраста?
- Как правило, 11,12 лет.
- Они матерятся в эмоциональном состоянии?
- Нет! Есть такое выражение: «Я матом не ругаюсь, я им разговариваю». К сожалению, оно относится и к подросткам. Они сквернословят не в сердцах, это не реакция на какое-то негативное событие, когда человек не может с собой совладать, и нужен большой выброс энергии. Они ругаются просто по привычке, мат у них — некая присказка. Это очень тяжелая и грустная ситуация…
- Сейчас не только подростки, но и первоклашки ругаются.
- Они впитывают то, что вокруг. Могут услышать мат от старших братьев и сестер, на улице, во дворе и даже в школе.
- Можно услышать и забыть, а они ругаются. Как вы думаете, почему?
- В возрасте, о котором мы говорим, есть период, когда дети не хотят быть хорошими. Психологи знают, что подростки чувствуют себя взрослее от того, что нарушают правила. Ты как раз в таком возрасте, думаю, тебе это знакомо. «Хорошая девочка», «хороший мальчик» – для них это уже не похвала. Помню себя в такую пору, я не ругалась матом, но мне хотелось быть вызывающей. И подружки мои так себя вели.
Это нужно перерасти, со временем поведение меняется, человек развивается дальше. И затем ему хочется говорить красиво, иногда даже слишком. У некоторых старшеклассников я замечаю стремление к нарочитой витиеватости. Они даже могут использовать архаизмы (например, «други мои»). Люди выросли над собой, они развиваются.
- А пока дети растут и cчитают, что мат — это модно.
- Да, к сожалению, это так. Масс-медиа не прививают вам позитивную модель поведения, а наоборот. На сценах театров мат сейчас не табу. Я уже не говорю о песнях, которые слушают подростки, они просто переполнены бранной лексикой.
- Есть исполнители, которых слушают подростки, но они не звучат в эфире, но, к примеру, Шнура показывают по телевизору, он – лицо культуры Санкт-Петербурга.
- Феномен Шнура – отдельная тема. Сергей и в Мариинке может выступать, и появиться на сцене в неглиже. Но он артист. Человек так самовыражается и знает, где и как себя вести.
- Его хулиганство художественно оправдано?
- Для него — безусловно, как и для всех, кто выдает такой творческий продукт. Они говорят, что это жизнь, развитие языка, что для русской речи это нормально, но мы с вами прекрасно понимаем, что все не так.
- А еще говорят, мат – часть нашей культуры.
- Я к этому отношусь резко негативно, но, как историк, знаю, откуда все появилось. Бытует убеждение, что мат пришел к нам вместе с монголо-татарским игом. Абсолютная неправда, этому нет подтверждения в исторических документах, мемуарах, летописях и т.д. Скорее всего, такая лексика присуща волхвам, языческим жрецам. Когда был культ плодородия, заклинали природу, такие слова не были ненормативными. С христианизацией, проникновением православия на все уровни жизни эта лексика стала категорически неприемлемой. С XVIII века такие слова табуированы. Они не литературные, и мы с вами, как люди приличные, культурные, должны это четко понимать.
- Как отучить детей от мата?
- Слово «отучить» не совсем подходит. Дети ругаются матом не потому, что они плохие, испорченные. Просто у них нет правильного ориентира.
- Кто нам его даст?
- Когда я слышу «крепкое» словцо, очень расстраиваюсь и заявляю об этом детям. Не обязательно использовать какие-то резкие слова. Просто прошу забрать скабрезные выражения обратно, говорю, что меня это оскорбляет.
- Но матерные слова звучат не в ваш адрес!
- Оскорбляет само звучание мата в публичном месте! Его восприятие цивилизованным, культурным человеком не может быть иным. Слыша бранные выражения, я чувствую себя запачканной. Православные говорят: каждый раз, когда мы ругаемся по матери, мы оскорбляем Богородицу.
- Как дети реагируют на ваши замечания?
- Как правило, извиняются, говорят, что забирают плохие слова обратно. Иногда я понимаю, что, к сожалению, они просто хотят отмахнуться… Нормальный человек никогда не выберет ненормативную лексику. Потому что это его ограничивает, не дает развиваться. И замечания сквернословам должны делать не только взрослые, но и ровесники, которые не используют мат. Они тоже могут сказать, что для них это неприемлемо, попросить не выражаться.
- Какие слова можно употреблять вместо матерных?
- В русском языке много ярких, выразительных слов. Если у человека есть желание расти, он обязательно придет к богатству языка. И будет получать удовольствие от того, как формулирует мысли, его общение станет эффективным.
Диана Лобышева, газета
«Седьмая перемена», №8 (32),
21 октября 2021 года