Sтраница Основного Sмысла
Перспективой жизни человека можно управлять, если уйти от узко-инструментального отношения к нему
Фото: trends.rbc.ru.
Как известно, человек — живое и при этом разумное существо, и разум его не только возвышает, но и омрачает бытие осознанием неизбежности смерти. Поэтому одно из определений человека гласит: «Это существо, знающее о своей смерти». Даже Пушкин, которого мы по праву считаем поэтом света и жизни, признает:
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
Жизнь и смерть — вечная тема и для искусства, и для философии. Религия вообще выстроена на мечте о вечной жизни, правда, не в этом, а в загробном мире, что сегодня мало кого утешает. Мы все знаем, что смертны, но все же хотим жить как можно дольше, причем, в реальности, а не в идеях или памяти потомков («я хочу жить не в своих фильмах, а в своей квартире», как выразился один современный кинорежиссер), и потому склонны делать ставку на медицину, шире — на науку, ее достижения.
В научном плане принято считать, что люди, по сути, — биологические существа, просто более сложные, чем другие живые виды. Кто-то из ученых вообще утверждает, что человек – просто животное, только с более высоким уровнем психики. Но самое главное — мы привыкли думать, что наша жизнь, ее продолжительность, молодость, старение и наступление смерти в конечном счете не зависят от нас, сколько бы мы ни старались оптимизировать «хорошие» процессы и задержать «плохие». Мы надеемся прожить «сколько Бог даст», фактически признавая превосходство смерти над жизнью. На первый взгляд, это вроде бы верно, но если вдуматься, рассмотрев факт резкого увеличения средней продолжительности жизни людей, скажем, за последние 100 лет, то отличие людей от животных, продолжительность жизни которых жестко предопределена генетическими факторами и не способна к увеличению, станет очевидным.
Учтем этот факт и обратимся к сегодняшней ситуации, в оценке которой уже давно пора отказаться от благодушных представлений, будто в мире есть некие процессы, которые автоматически ведут нас в светлое будущее. С упованиями подобного рода, типа «рынок все отрегулирует», мы уже имели дело, и они привели к катастрофическим последствиям. Сегодня кое-кто усматривает благую руку провидения в росте численности человечества, делая отсюда вывод, что человеческая популяция расцветает, у людей все в плюсе, и даже если признать, что будущее туманно, все равно, мол, человечество «едет не с ярмарки, а на ярмарку».
Рассуждение этого рода отнюдь не безобидны, ибо способны отключить разум, усыпить его активность в самый сложный период человеческой истории, перед лицом проблем невиданной сложности и одновременно захватывающих перспектив.
Каково состояние человеческого рода? Во всем мире и, прежде всего, в развитых странах растет средняя продолжительность жизни. Самая высокая она в Японии (достигает 85 лет) и неуклонно продолжает возрастать в развитых западных государствах. В нашей стране по последним данным тоже есть некоторая тенденция к росту. Есть и второй фактор, который, на первый взгляд, позволяет позитивно смотреть на состояние общечеловеческой цивилизации — рост населения Земли. Если в начале XX века оно едва дотягивало до двух миллиардов человек, то всего через сто лет приближается к восьми миллиардам. Третий фактор, который, безусловно, следует расценивать как позитивный — изменение характера заболеваемости и причин смертности: на первый вышли так называемые «болезни цивилизации» в образе преимущественно сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а инфекционные заболевания отошли на второй план (COVID-19 стал третьей по значимости причиной смерти в 2021 году). Для благодушия, в самом деле, как будто имеются определенные основания.
Но я бы хотел взглянуть на ситуацию с точки зрения философа и медика и заявить прямо противоположное: человечество выстраивает дорогу к своей гибели, далеко не в полной мере осознавая это обстоятельство. Следует признать, пророчеств такого рода звучало немало, но удручает, что многие из них как раз сбывались: при раскопках древних городов самых разных культур археологи неизменно находят начертанные на глине, камне или папирусе выражения тревоги с предсказаниями грядущей гибели, гласящие: общество разрушается, колодцы пересыхают, нравственность в упадке, молодежь не уважает старших… Кто-то делает из этих открытий успокаивающие выводы: дескать, сколько раз говорили, а человечество все живет. Но, если вдуматься, то написано это на осколках, черепках, разбитых глиняных табличках. Все это — следы сбывшихся пророчеств. И подобный подход дает возможность совершенно по-новому взглянуть на известные факты.
Итак, растет средняя продолжительность жизни. Но при этом увеличивается количество нездоровых людей, причем, именно в развитых странах. У людей раньше начинается половое созревание и взросление (акселерация), раньше возникает заболеваемость, значит и большую часть удлинившейся своей жизни они проводят в состоянии патологии. За доказательствами такого вывода не надо далеко ходить: чуть ли не в каждом квартале любого города по две-три аптеки — наглядная иллюстрация истинного качества жизни при росте ее продолжительности.
Второй фактор – рост численности населения. Если для животных видов данный показатель является свидетельством процветания, то применительно к людям это отнюдь не так. Многомиллиардный прирост в XX веке достигнут исключительно за счет жителей слаборазвитых стран, то есть людей, существующих на грани физического выживания. Население же развитых государств, напротив, сокращается. А ведь именно оно создает науку и технологии, от которых зависит развитие современной цивилизации. Если же предположить, что многочисленное население «третьего мира» встанет на путь «цивилизованного развития», то это отнюдь не откроет положительных перспектив хотя бы по той причине, что им в не очень отдаленном будущем также грозит депопуляция. Надо еще добавить, что стремительное увеличение численности населения отсталых регионов приводит к колоссальной деградации природной среды.
В качестве предпосылок решения проблемы надо по-научному четко сформулировать, что такое здоровье, заболеваемость и смертность человека. В знаменитом определении здоровья, которое дает Всемирная организация здравоохранения (здоровье – это не только отсутствие заболеваний, но и состояние оптимального физического, психического и социального благополучия), не определено самое главное: что такое «благополучие»? А эта неясность делает неудовлетворительным данное определение и подводит к тому, что прежние критерии и здоровья людей, и уровня благополучия общества, и эффективности государственного управления необходимо заменить новыми — такими, которые позволили бы оценивать характер социального развития не по валовому производству на душу населения, не по ценовым показателям, а по меркам, связанным с качеством и продолжительностью жизни людей.
Чтобы понять суть здоровья, надо понять, что такое болезнь. Болезнь — это не просто некий повреждающий фактор, не просто неприятность в жизни человека. Болезнь — это следствие приспособления человека к деструктивным воздействиям. Болезнь нападает, организм человека сопротивляется. Результатом этого сопротивления и становится заболевание. Если живой организм не погибает, он адаптируется, то есть адаптация и создает болезнь. Выходит, для обновленного понимания здоровья следует переместить внимание с организма на среду.
Отсюда, в свою очередь, вытекает, что решение проблемы заболеваемости людей состоит не столько в создании высокотехнологичной медицины, как нас сейчас пытаются уверить, а в формировании таких условий, при которых болезнетворные факторы исчезали бы вообще или по крайней мере были сведены к минимуму. Ведь именно такой образ действий привел к тому, что в XX веке исчез бич человечества прежних веков – инфекционные болезни. Сегодня мы почти забыли про холеру, оспу, чуму и другие «особо опасные инфекции», а еще 100 лет назад они были основной причиной смертности. Сейчас же речь идет уже о ликвидации не инфекций, а болезней цивилизации, то есть сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также сахарного диабета, аллергий и т.д. Все эти напасти — результат условий, в которых живут современные люди — вредной экологии в сочетании со стрессами. Если мы хотим избавиться от этих заболеваний, то нужно обратить главное внимание на создание оптимальной природной и социальной среды. А все остальное — лишь приложение к этой задаче.
Итак, магистральный путь медицины связан не с фармакологическими методами лечения, не с трансплантацией органов или ростом высокотехнологичных манипуляций, а с санитарно-гигиеническими мероприятиями, позволяющими очистить среду от вредоносных факторов, облагородить ее. Меня, как врача и философа, отнюдь не восхищает, а даже, напротив, тревожит линия на создание специализированных центров и расширение программ высокотехнологичной медицинской помощи. Почему? Да потому, что в их основе лежит коммерческий интерес. С лечебной точки зрения это не настоящая медицина, а медицина вторичная, которая сталкивается с уже далеко зашедшими заболеваниями и не претендует на то, чтобы ликвидировать их причину. Например, столь популярная ныне замена суставов — это коррекция уже возникшей инвалидности, в лучшем случае с ее последующей оптимизацией, но отнюдь не возвращение здоровья.
К тому же суставы вживляют пожилым людям, для которых эта операция является очень стрессовой. И результаты рассчитаны только на 10 – 15 лет, потом нужно снова этот протез убирать и вживлять новый. О каком здоровье может идти речь?! Побеждает коммерция. То, что сейчас эти программы получают преимущественное развитие, — признак нездоровья всей современной медицины, которая теперь вообще стремится не излечивать заболевание, а, в лучшем случае, снять синдром или оптимизировать некую нарушенную функцию. Да еще и заработать на этом.
Разумеется, дело не в самой медицине, а в том, что таковым — узко-инструментальным, потребительским — остается отношение к человеку, причем, в условиях, когда благодаря развитию науки и техники в наличии имеются все условия для улучшения его социального и физического здоровья. А если так, то нужно качественно изменить отношение к человеку, наконец-то, перестать относиться к нему с позиции извлечения из него выгоды и пользы, как это сложилось в незапамятные времена и продолжается до сего дня. На словах всегда всё было прекрасно.
В советские времена повсеместно звучал призыв: «Все во имя человека, все для блага человека», и, тем не менее, и экологический кризис стал обостряться именно в тот период, и снижение здоровья населения началось именно тогда. Эти же самые речи, почти без изменений повторяются в наши дни, при радикальной смене социально-политической системы: на всех уровнях руководства говорят про человека, про его благо, про необходимость повышения уровня жизни, но на практике далеко не всегда так.
Для начала необходимо признать, что существующая система воспроизводства человека и отношения к нему, нежизнеспособна с точки зрения самого же человека. Затем подумать о том, как избежать реализации самых неблагополучных сценариев дальнейшего развития. И уже на этой основе строить альтернативные — более благополучные — варианты, предлагать новые модели, планировать пути выхода. Все это для того, чтобы в тот момент, когда ситуация дойдет до пика или произойдет коллапс с крушением цивилизационного управления (я все-таки уверен, что этого не случится, и благоразумие восторжествует), быть уверенным в наличии неких альтернативных моделей развития. В этом случае, если настанет кризис, нам будет ясно, что делать.
Пока еще есть время, имеется некий исторический люфт, мыслящие люди из научной, управленческой, образовательной, медицинской среды должны, наконец, собраться и подумать над альтернативными проектами. Синтезирующую их программу можно назвать по–разному: «Забота о будущем», «На следующий день» или как-то по-иному. Главное же не название, а суть: в качестве главной ее цели и меры успеха должно быть заложено наращивание здоровья населения России и регионов, то есть показатели их жизнеспособности.
Исторические аналогии подобных программ известны. Например, планы мероприятий, реализованных после 1917 года в ходе индустриализации (ГОЭЛРО, новые промышленные зоны на востоке страны), были разработаны еще до Октябрьской революции. Этим занималась комиссия по планированию производительных сил России под руководством В.И. Вернадского. Может, и сегодня стоит создать какую-то комиссию по развитию человеческих, живых и мыслящих сил страны.
Владимир Рыбин,
доктор философских наук