Sтраница Основного Sмысла

28 апреля 2014 года

Русская православная церковь старается если не вернуть, то хотя бы вновь приблизить к себе культуру

i15

Русская православная церковь играет все более заметную роль в жизни россиян. Ее представители активно общаются с самыми разными слоями общества — рассказывают о христианских традициях, о том, как они переплетены с нашей культурой. Порой на встречах поднимаются неожиданные темы. Недавно в Челябинске побывал руководитель пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси диакон Александр Волков. Он открыл фотовыставку «Патриарх. Служение Богу, Церкви, людям», посвященная пятилетию интронизации Патриарха Московского и всея i5Руси Кирилла (она будет работать в краеведческом музее до 4 мая). Диакону Александру Волкову 32 года, он выпускник филологического факультета МГУ. Его суждения на встрече с челябинскими журналистами многим показались категоричными и спорными. А наместник челябинского Александро-Невского храма протоиерей Владимир Самойленко посетил Челябинский государственный педагогический университет, где стал гостем научного объединения, действующего на историческом факультете. Главной темой беседы южноуральского священника с историками стали христианские традиции осетинского народа.

 

Откровения диакона Волкова

i- Пять лет, которые прошли со времени интронизации Патриарха Кирилла — не такой уж длительный срок. Однако за эти пять лет сделано многое. Больше чем в два раза увеличилось количество епархий нашей Церкви, а также число епископов. И с помощью этой выставки мы рассказываем людям о служении Святейшего Патриарха, но таким образом  стремимся познакомить их со служением всей нашей Церкви. Ведь то же самое, только в другом объеме совершает каждый епископ и каждая епархия. Надеемся, что челябинцы почувствуют и огромную ответственность, лежащую на плечах Предстоятеля Церкви, и огромную, ни с чем не сравнимую радость — радость общения и совместной молитвы с огромным количеством людей, которых вы видите на этих фотографиях. Важно, чтобы люди понимали, насколько жизнь Церкви разнопланова, интересна, разнообразна.
- Почему же тогда светские средства массовой информации пишут о Церкви столько негатива?
- Современная журналистика — сама по себе негативный тренд. Она сознательно пишет только о плохом. Задачи ее строятся на поддержании греховных инстинктов человека, его интереса к низменным вещам. Общероссийский канал транслирует только i9перестрелки, убийства и погромы. Якобы этого хочет зритель. За последнее десятилетие премии во всех международных фотоконкурсах получают снимки, изображающие смерть, мучения, страдания людей в Ираке, Афганистане, Сербии.  В горячих точках планеты человеческие эмоции проявляются явно  и выпукло — здесь легко поймать хороший кадр. Чтобы отыскать его в обычной жизни, нужны поиск, глубина, профессионализм. Поэтому так много негатива в СМИ. Журналистика не является зеркалом жизни. Я не верю, что вся наша страна — сплошной «бандитский Петербург». Это принципиально не так!
И о Церкви надо писать не только, когда видишь священника, садящегося в машину дороже «Жигулей». Не нужно быть акыном (что вижу, то пою), профессиональный журналист работает объективно, честно, анализируя огромное количество инноваций, которые сейчас реально происходят в каждой епархии.
i11- Сегодня священники ставят театральные спектакли и мюзиклы, выступают в рок-концертах, участвуют в акциях байкеров. Стоит ли Церкви так напрямую сближаться с мирской культурой?
- Мы живем в иную эпоху с другими правилами жизни. Еще 200-300 лет назад культура не существовала сама по себе. До Ренессанса она была едина с Церковью. Микеланджело был   скульптором папского двора. Сейчас же культурная составляющая общества отходит от христианства и формирует свои собственные оценки. Поэтому понятно стремление Церкви если не вернуть, то хотя бы вновь приблизить к себе эту часть человеческого бытия.
Жесткий отпор требуется, если представители культуры богохульствуют на церковной тематике, устраивают перфомансы. В остальных случаях должно быть пространство для свободы, чтобы люди культуры не оттолкнули Церковь от себя, связав ее с i10системой запретов. Здесь нет жесткого диктата. Приведу пример из другой области. Замечательный путешественник Федор Конюхов — священник РПЦ, но у него свои взгляды на жизнь, он самостоятельное явление современной российской действительности. Никто ж ему не мешает отправляться в кругосветные плавания, хотя формально как канонический клирик он обязан совершать хотя бы еженедельные богослужения.
- С какими просьбами люди обращаются к Святейшему Патриарху?
-Каждый день на имя Предстоятеля Церкви приходят сотни писем. Кто-то жалуется, благодарит, изливает свою боль, просит  о помощи, множество просьб о молитве Патриарха. Он физически не может прочесть все. В канцелярии существует особый отдел, который занимается работой с обращениями граждан. На большинство писем с пасторской точки зрения отвечают священники. Часть посланий отдается непосредственно Патриарху. Он очень многим помогает, я не имею права разглашать эти вещи. Приведу только один пример. На выставке есть фотография: i12Патриарх благословляет девочку в коляске. Эта трогательная история произошла в Одессе. Когда Святейший был там в монастыре, ему подвезли девочку. Он подарил необходимую ей инвалидную коляску. Ребенок был потрясен общением, личностью Святейшего. Она написала ему письмо — он ответил, на протяжении нескольких лет эта переписка продолжается. Девочка  присылает свои рисунки, Патриарх поздравляет ее с Рождеством и Пасхой.
Она встала с инвалидного кресла и уже ходит. Приезжала с родителями к Патриарху в Москву. До сих пор их общение продолжается. Таких ситуаций много, в силу деликатности мы о них не сообщаем.
- У его Высокопреосвященства есть собственный блог в Интернете, кто его ведет?
- Да, у Патриарха есть страница в Файсбуке и несколько аккаунтов в ЖЖ. Конечно, это не личная страничка. Находясь каждый день рядом с Патриархом, могу засвидетельствовать: у него нет ни минутки времени даже чтобы запостить фото. Да и желания такого нет: Святейший Патриарх — человек другой формации. Но он прекрасно понимает важность своего присутствия в i13социальных сетях, ведь здесь часть его паствы. Он не раз отвечал на вопросы и реплики.
- А есть газеты, которые  глава РПЦ читает сам? И за что вам от него достается?
- О последнем не скажу ни словечка. (Смеется.) С Патриархом очень сложно работать: он глубоко чувствует людей, любую фальшь, неподготовленность. Если видит, что  ты «плаваешь» в своем вопросе, — может высказать недоумение. Так что приходится всегда держать себя в тонусе.
Что касается газет, ежедневный мониторинг готовят профессиональные структуры. Тем не менее, Патриарх подписан на несколько федеральных газет, которые читает сам (не имею права разглашать, какие именно). Так что информацию он как настоящий профессионал всегда получает из разных источников. И даже если уверен в ее объективности, обязательно выслушает  разные стороны. Это его человеческая черта.
- Отец Александр, как вы выстраиваете отношения с блогосферой?
- Наша структура владеет множеством инструментов для понимания целостности аудитории, такой анализ ведется постоянно. Но, как пела известная группа «Манго- Манго»: «У нас есть такие приборы. Но мы вам о них не расскажем». Что касается дружбы Церкви и блогосферы, я не знаю, как выстраивать эти отношения. Я бы вообще закрыл все социальные сети. i14Это превратное представление, что какие-то «блошки» имеют влияние на общество и отражают его реакцию. Когда случились небезызвестные всем события в Храме Христа Спасителя с теми кощуницами, которые залезли на амвон, мы знаем, какой была реакция в блогосфере. Нам говорили: «Посмотрите, вот тысячи блогов, в которых люди пишут, что их надо отпустить, простить, накормить… А плохая Церковь мучает их в тюрьме. Вы против народа и не прислушиваетесь к нему!» На самом деле большинство людей  было оскорблено тем, что было сделано в Храме Христа Спасителя. В это время в разы увеличилось количество корреспонденции Патриарху. Десятки тысяч людей из регионов выражали ему и позиции Церкви  по этому поводу свою поддержку. Большинство наших сограждан не читает блогов, и свои суждения выносят не из Сети.
Сейчас уже можно определенно  сказать, что существенная часть того, что писалось тогда в блогах, была не бескорыстной и не бесцельной. Она была направлена на уничтожение репутации Церкви. Вот почему я говорю: такие информационные симуляторы  очень заразны, и от них нужно избавляться.

 

Наместник в педуниверситете

наместник2Наместник Александро-Невского храма (до недавних пор в этом здании был органный зал) протоиерей Владимир Самойленко побывал в Челябинском государственном педагогическом университете (ЧГПУ), где стал гостем научного объединения, действующего на историческом факультете. Главной темой беседы священника со студентами стали христианские традиции осетинского народа.

Историки, входящие в научное объединение «Философия истории», решили ближе познакомиться со священником, когда узнали, что батюшка не только хорошо знает и любит Северный Кавказ, но и получил учёную степень кандидата богословия за солидное исследование по истории христианства у осетин. Отец Владимир сообщил, что из 23 лет, проведённых в священном сане, 12 лет прослужил во Владикавказе. Признался, что сроднился с этим краем и его народом. Он рассказал о получивших общероссийское признание и славу учёных и военачальниках из числа осетин. С некоторыми отец Владимир был знаком лично, например, с выдающимся историком Марком Блиевым. А лингвиста с мировым именем Василия Абаева отцу Владимиру пришлось отпевать. Этот великий учёный был глубоко верующим православным человеком. Он дожил до 100 лет и удостоился чести быть погребённым рядом с основоположником осетинского i7литературного языка Костой Хетагуровым.
Отец Владимир рассказал о письменных источниках, архитектурных и археологических памятниках, свидетельствующих о древности христианской традиции на Северном Кавказе и, в частности, у осетин. Этот народ сохранил христианство даже в Средние века, когда остался без законным образом рукоположенных священников. Осетины всегда тяготели к России и неоднократно ходатайствовали о присоединении. В силу определённых внешнеполитических обстоятельств удовлетворить эту просьбу наша страна смогла лишь во второй половине XVIII века.
На встрече была подробно раскрыта тема создания осетинской письменности. Это заслуга архиепископа Гаия (Такаова), составившего осетинский алфавит на основе кириллицы и издавшего в 1798 году первую печатную осетинскую книгу – «Краткий катехизис».
Разумеется, не осталось забытым и подвижническое служение протоиерея Алексея Колиева, который открыл первое на Кавказе училище для девочек в одной из двух комнат собственного дома (жену с четырьмя детьми священник-просветитель переселил во вторую комнату), а также епископа Иосифа (Чепиговского), который так много сделал для духовного просвещения осетин, что его даже называют апостолом Осетии.
i8Русским есть чему поучиться у осетин, полагает отец Владимир. Им удалось сохранить дух единства и взаимовыручки. Весьма показательны свадьбы и похороны у осетин. Даже в наши дни на них собираются сотни, а чаще тысячи людей. Нередки случаи, когда денег, пожертвованных семье покойного или новобрачным, хватает на приобретение новой квартиры или открытие бизнеса.
Гостя проводили аплодисментами. Доктор исторических наук, профессор ЧГПУ Павел Уваров, который является руководителем научного кружка «Философия истории», сердечно поблагодарил отца Владимира за посещение и интереснейший рассказ о праведниках и героях, о светлых и трагических страницах истории Осетии – маленького, но очень славного и значимого уголка нашей великой Родины.