Sтраница Основного Sмысла

6 января 2014 года

Терроризм как психология беспомощности. Борьба с экстремизмом должна начинаться с борьбы за разум

терроризм

 

Декабрьские террористические акты на железнодорожном вокзале и в троллейбусе в Волгограде потрясли всю Россию. Зазвучали политические и моральные оценки, вертикаль власти напряглась, на вокзалах и других местах массового скопления людей усилились меры безопасности. К сожалению, все это россиянам уже знакомо, и сценарий происходящего каждый раз повторяется… 

iНеобычным было только то, что все случилось именно перед Новым годом, и праздничные салюты, взрывы петард по всей стране стали неуместным эхом трагедии в южном городе. Между тем, испуганные, уставшие и недоумевающие россияне хотели бы услышать не только дежурные слова, увидеть не только отработанные на учениях действия государственной антитеррористической машины. Все больше людей хотят глубже понимать социальные и психологические истоки экстремистского зла. Об этом попыталась поразмышлять челябинская журналистка Анна Кныш. Публикуя ее материал, редакция Гуманитарного журнала понимает, что молодой автор субъективен и порой излишне категоричен, но общее направление мысли коллеги нам представляется верным. Мы сможем победить зло, когда поймем его природу, питательную среду и все вместе найдем способ лечения порока…

————————————————————————————————————— 

Мы называем их чудовищами. Больше всего в террористических атаках поражают две вещи – бессмысленность смерти случайных, «ни в чем не повинных людей» (словосочетание приведено в кавычках, поскольку стало штампом речей соболезнования) и жестокость террориста, направленная «против всех», не против отдельного человека, а против общества как института.

Но, говоря о террористах, как о чудовищах, мы забываем, что i (1)такие люди возникают как следствие, это острая форма хронических пороков общества — несправедливости, угнетения, невежества. Большинство граждан современной России согласно мириться с участью обитателей горьковского дна. Их скромный удел – «безмолвствовать в толпе», получать жалкие гроши и слышать, что большего их компетентность и не стоит.

Во время пресс-конференции 19 декабря 2013 года Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о зарплате депутатов, непомерно высокой по сравнению с зарплатами врачей и учителей, заявил, что она адекватна их высокой компетентности. Из этого можно сделать вывод, что компетентность, к примеру, представителей профессорско-преподавательского состава российских университетов в 45 раз меньше депутатской, приблизительно, она эквивалента компетенции уборщицы тети Маши, которая машет шваброй за 10 тысяч рублей.

Однако есть и те, для кого социальная несправедливость становится невыносимой – в силу субъективных особенностей психики. Такие люди – легкая мишень террористических организаций. В этом я убедилась, когда в декабре 2013 года побывала в Южно-Уральском государственном медицинском университете (ЮУГМ) на конференции «Психическое здоровье молодого поколения как основа безопасности государства». На ней представители Русской православной церкви (РПЦ), Федеральной i (2)службы безопасности (ФСБ) и психиатры обсуждали проблему психического здоровья нации.

Ректор ЮУГМУ Илья Долгушин (на снимке) считает, что распространению экстремистских настроений среди молодежи способствует, главным образом, несправедливость. Молодых люди заманивают в тоталитарные секты с помощью специальных методик, наркотиков и психоактивных веществ. В государстве нет единой концепции борьбы с этим злом, подчеркнул руководитель вуза. Поэтому одно из важных направлений деятельности университета — воспитательная работа.

Заместитель начальника Главного управления молодежной политики администрации Челябинской области Алексей Алейников заявил, что отсутствие единой концепции борьбы со злом тоталитарных культов — это следствие отсутствия единого понимания природы этого зла. В качестве возможного виновника и катализатора экстремистских настроений среди молодежи он назвал средства массовой информации. По словам Алейникова, бытовые конфликты между людьми разных этносов зачастую подаются в СМИ как межнациональный конфликт. Если человек не принадлежит к многочисленному народу России, его принадлежность к той или иной национальности упоминается и подчеркивается.

Сотрудник УФСБ по Челябинской области Олег Сёмкин выступил с докладом «Психологические методики вовлечения в деятельность экстремистских и террористических организаций». Он отметил, что i (3)Конституция Российской Федерации практически закрепляет отсутствие идеологии. Между тем, природа не терпит пустоты, и появляются «идеологические заместители». Молодежь – это питательная среда для волнений. В качестве примера, подтверждающего это высказывание, докладчик привел российскую революцию 1917 года.

По словам господина Сёмкина, признаки, отличающие тоталитарные культы от «нормальных религиозных организаций», следующие:
— монополия на истину (только то, что говорим мы – истина, остальные заблуждаются);
— эсхатологические мотивы (привитие страха перед концом света);
— сегрегация субъекта культа от остального мира;
— запрет критического мышления (справедливость и целесообразность всего сказанного в секте нужно принять на веру);
— жесткая дисциплина.

06Заместитель руководителя миссионерского отделения Челябинской епархии РПЦ Константин Путник рассказал о новых площадках для вербовки неофитов, так называемых сектантских «предбанниках». По его словам, принцип «предбанника» – некого социально-культурного пространства «перед» сектой – использовался еще декабристами.

По словам эксперта, вступая в Английский клуб с благой целью изучения английского языка, вы рискуете попасть прямиком в лапы мормонов и саентологов. Небезопасны также танцевальные и певческие клубы. Но особой популярностью у сектантов пользуются такие прибежища несчастных душ, как реабилитационные центры. Эти души легче всего совратить мотивами псевдоисцеления и с внешней иглы пересадить на внутреннюю, эндорфиновую. Общепринятой практикой являются эксплуатация реабилитирующихся и спонсорская поддержка родственниками.

i (4)По мнению представителя РПЦ, деструктивные культы широко представлены в социальных сетях. Кроме того, существует множество психокультов – организаций, которые под эгидой столь востребованного сегодня товара, как личностный рост, предлагают софт-версию саентологической похлебки от неудачливого писателя-фантаста Лафайета Рона Хаббарда или другие модели обретения истины. Психокульты поддерживаются некоторыми представителями бизнеса и руководителями общеобразовательных учреждений. Почва для их деятельности в нашей стране благодатная.

К сожалению, сегодняшняя Россия мало чем отличается от мрачной, пьяной, некрасовской России, «страны рабов, страны господ» Лермонтова и трагического беспросветного видения Достоевского. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на улицу и увидеть i (5)наполовину пьяных, наполовину несчастных людей – тех, кого мы должны любить, как своих соотечественников. Кто они – эти граждане с испитыми лицами, на которых не читается ничего, кроме виноватой обреченности, покупающие в аптеках химические суррогаты забвения? Неужели осколки некогда могущественной империи, где все верили в светлое будущее? Пока мы можем только спрашивать с горьким пафосом короля Теодена, главного героя «Властелина колец» Джона Рональда Руэла Толкина: «Как мы дошли до такого?» и в ужасе прислушиваться к топоту марширующих рукотворных чудовищ терроризма…

Как можно понять из засекреченных отчетов лучших профайлеров, террорист-смертник – человек дна с психологией заложника. Он не реализован, беспомощен, не интеллектуален, слабо образован. Его агрессия в большей степени направлена против него самого. Разрушительный импульс такого человека – квинтэссенция отчаяния, причина которого – вся совокупность удручающих социально-экономических условий, не преломленная должным образом этическими фильтрами и установкой на общечеловеческие ценности.

Мы все знаем о несправедливости. i (6)Но в каждом из нас живет слабый намек на мечту о конечном благе, о том, что если мы будем что-то делать для «НЕГО», «ОН» в конце концов что-то сделает для нас. К тому же, получив достаточный уровень образования, заразившись способностью к критическому мышлению, человек не может не сомневаться в правильности каждого своего шага – все помнят шекспировское «conscience does make cowards of ourselves» (совесть делает трусами нас самих).

Поэтому борьба с терроризмом – это борьба за разум, и приоритетным ее направлением является значительное повышение i (7)качества образования населения. Омраченный скорбью знания разум даже в бедности почерпнет утешение, и силы своей души потратит на штудирование немецкой философии. Естественная для lame russe (русской души) тоска по знанию должна стать ключевым моментом национальной политики и пропаганды, тем более что достойной альтернативы не предложено. На мой взгляд, нам не нужна одномерная догматическая идеология, как не нужна и сымпровизированная, активно насаждаемая духовность от церковных институтов, чья битва за души была проиграна еще в начале XX века. Нам нужно что-то гораздо большее, потому что «невозможно дать простые ответы на сложные вопросы»…

IMG_1736

 

 

Анна Кныш,

журналист