Sтраница Основного Sмысла

12 июля 2015 года

В России разгорается главная битва – за ценности, часть вторая  

20121224_5

 

 

(Окончание, начало в выпуске 5 июля 2015 года)

 

Смотри в корень. Смыслы и коды

1815_1Язык транслирует не только смыслы слов – он  транслирует культурные коды, и это очень важно, продолжает Татьяна Шишова. В психике людей есть индивидуальные слои, особенности, а есть то, что называют культурным бессознательным, это можно cчитать родовой памятью, а сейчас специалисты говорят и о генетической памяти. Важно, что это передается из поколение в поколение, даже тогда, когда мать и отец стараются не передавать (не читают сказок, например), но в искаженном виде: там будут нарушения и проблемы, серьезный отход от родителей.

Мы часто говорим на языке, а в нем заложены культурные коды и духовные смыслы. Мы их не знаем, а они есть, и они воздействуют! И сейчас даже появилось направление в языкознании, родоначальником которого был адмирал Шишков, энциклопедист, современник Пушкина (поэт сначала смеялся над ним, а потом начал прислушиваться). Это был великий человек, мы его пока мало оценили. Он очень интересовался вопросами языка, знал несколько иностранных наречий и положил начало изучению славянского корнеслова. Мы обычно знаем, что есть корни слов, а есть корнеслов, там обычно одна или две буквы. Если исследовать этимологию, то многие слова выглядят внешне разными, корни разные, а корнеслов – один. И эти корнесловы имеют часто духовный, очень глубокий, религиозный смысл.

semencov_0В Санкт-Петербурге есть ученый филолог Василий Васильевич Семенцов, который серьезно занимается этим вопросом, проводит очень интересные лекции, учит педагогов. При таком понимании и язык, и культура, и наша жизнь предстают в другом свете. Ведь язык дает многие установки, определяет мировоззрение.

Специалисты обращают внимание на тесную связь русского языка с православным сознанием. Например, из всех славянских языков только в русском и украинском есть этикетное слово «спасибо». Историки говорят, что оно появилась в конце XVI века и восходит к сочетанию «Спаси Бог». И даже люди неверующие фактически призывают Бога, хотя, может, не очень об этом думают и не очень хотят – а язык их к этому подвигает! Или другое этикетное слово, которое мы часто употребляем — «прощай». Мы говорим его в трагических, критических случаях. По значению оно связано с одной из важнейших христианских этических норм: прощать своих обидчиков и просить прощения, у нас есть даже Прощеное воскресенье. В XIII-XIV веке нерабочий день недели мы стали называть воскресеньем. А в испанском, например, Воскресенье Христа – одно слово, а день недели – другой, там нет этого напоминания о воскресении Христа.

1294581739_1Когда пошла попытка насаждения секспросвета, говорили что это – сексуальное просвещение, бездумно повторяя словосочетание. Но «просвещение» – слово хорошее, корень «свет», а слово «секс» нам ничего не говорит, корень – не наш. Может быть, англичанам или европейцам оно понятно, но не нам. Мы видим смысл, но большой вопрос: как ребенку объяснить, что такое секс? Смеялись над женщиной, которая сказала, что у нас в Советском Союзе секса не было, а она была права: у нас нет этого понятия! Мы не можем его определить. Переводится как пол, но ведь понимается совсем другое.

Но у нас есть понятия, которые очень четко определяют смысл сексуального просвещения. Есть слово «растление», и тут не надо быть специалистом и искать корнеслов. Все мы знаем, какой корень: тлен. А что такое тлен? Это то, что  связано со смертью. Когда люди растленны, это и угроза нехороших заболеваний, и духовная смерть. Блудники не наследуют Царство Небесное – сказано четко и на все века. Или взять слово «разврат»: тоже все понятно, это нарушение целостности человека на духовном, душевном и физическом уровне.

 

Кто ближе: подвижники или деляги?

В нашем языке очень много слов, связанных деньгами, богатством, материальным благополучием. Действительно это важно, не все же люди аскеты. Не все могут уйти в i (4)леса, как Сергий Радонежский (а он, между прочим, был боярский сын). Сначала он жил один, и ничего ему особенно не нужно было, а когда пришли люди, образовался монастырь. Были тяжелые периоды, но он запрещал монахам просить милостыню. Говорил: «Надо молиться, Бог даст», и происходили интересные, чудесные события.

Но большинство людей хочет жить сыто и благополучно. Получать благо – тут, вроде, нет ничего отрицательного. Но есть старые русские слова, связанные с прибылью, получением выгоды, дополнительных денег, и слова английские, между ними мы увидим огромную разницу. Наша культура базируется, хотим ли мы этого или нет, на православии. Тысячу лет у нас православная страна, и это зашифровано в языке, от этого мы никуда не денемся. Сейчас в рамках языковой агрессии идет попытка заменить наши слова иностранными, и молодежь часто говорит на таком языке, который люди старшего поколения уже не понимают. Много жаргонных слов – кстати, часто связанных с наркоманией, и иностранных, которыми можно было бы и не пользоваться. Во многих случаях Шишков был прав, и вполне можно найти русский эквивалент слов, какой мы опознаем очень хорошо.

intromerge0042Возьмем два слова «корысть» и «профит», связанные с прибылью. Если мы сравним русские и английские значения, увидим очень большую разницу. В русском языке есть масса отрицательно окрашенных слов, связанных с понятием прибыли: корысть нажива, барыш (барыга), куш, деляга, торгаш, наживаться, набивать карманы и т.д. Мы обычно подразумеваем: бескорыстный человек – хороший, а корыстный – нет, это недостаток. Или сочетание «урвал куш». Кто-то посчитает, что это хорошо, но если мы будем на этих примерах воспитывать детей, получим то, с чем будет потом трудно согласиться.

Все мы знаем слово «собственность». Корень «собь». Что говорит Даль на эту тему? «Собь – это все свое, имущество, животы, пожитки, богатства, свойства нравственные, духовные и все личные качества человека, особенно все дурное, все усвоенное себе по дурным наклонностям, соблазнам и страстям». Вроде бы, нет отрицательного смысла, а корень какой? Видно, что Даль этого не одобряет. Дальше у него же есть диалектные, народные слова: «собливый, собистый: корыстный, скопидом, скопляющий себе собинку». Даже в этом нейтральном слове спрятан  отрицательный оттенок!

Это не случайно, поскольку базовая культура – православная, а там говорится: попросит брат – ты отдай. У Христа ничего не было, даже дома. И родился он, Царь мира и начальник жизни, в пещере. И до сих пор на Святой земле показывают пещеры: вот здесь Христос со своими учениками ночевал. Он говорил, что у птицы есть гнезда, а Сыну Человеческому негде голову преклонить. Это же не случайно! У него все могло быть, если бы оно имело ценность.

7404477-lgПоэтому аскетизм заложен в глубинах нашего народного сознания. Недаром мы так ценим подвижников, аскетов, уважаем их, вовсе не каждая культура так к ним относится. Например, ни в английском, ни в испанском нет слова «подвижничество», хотя можно дать ему понятие. А у нас даже люди нерелигиозные понимают. И это не только монах или священник, который ушел подвиги совершать – ученый тоже может быть подвижником. Напряженный труд на благо людей, не ради наживы, самоотречение – вот что такое подвижничество, это очень высокое, очень одобрительное слово.

Но вернемся к слову «собственность», к английскому слову «property».  В известном словаре Миллера приводится значение: имущество, собственность, поместье, имение, достояние, свойство, качество. Вроде бы, есть свойство и качество, как у Даля, но у него написано: «особенно все дурное», а здесь этого нет. Или прилагательное «proper» – присущий, свойственный, правильный, должный, пристойный, приличный. Например, хорошее поведение – «proper behavior». То есть, здесь  совсем другой смысл, противоположный, а также: «точный, истинный, совершенный, настоящий, красивый». Язык транслирует другие смыслы! Или для понятия «корысть» используются нейтральные слова: «advantage», «profit».

1363077965_4На этих мировоззренческих основах, которые транслирует язык, выстраивается очень многое, и история в том числе. Англичане приехали к индейцам в Северную Америку и сказали: «Это будет наше», и истребили почти всех, коренных жителей осталось очень мало. И это было даже в ХХ веке! В 30-е годы заражали одеяла заразными болезнями – оспой, например, и племя вымирало как бы само собой!

У нас никогда такого не было! Мы присоединяли земли, и по-разному все проходило: с кем-то воевали, кто-то сам просился. Например, с татарами мы долго воевали, было взятие Казани, но мы же не истребили их! Наоборот: в Москве они очень много веков жили и живут, занимали и занимают в государственной иерархии высокие места. У нас, когда кого-то присоединяли, старались включить в элиту, дать преференции, на чем иногда радетели за русский народ играли, говоря, что русские – самые обделенные. Это абсолютно другой подход, потому что другие ценности в основе, и язык нам это подсказывает. 

 

Главное – не петь с чужого голоса

Вот сейчас у нас в России идет битва за ценности, это самая главная сейчас битва. Вооружение у нас, слава Богу, оказалось, как бы неожиданно. Не все распилили и уничтожали, создали много нового. Но вооружение – это полдела, главное – information_items_40302ценности, которые люди отстаивают, что для них важно. Потому что они могут своими руками все погубить! Даже если будет вооружение, а они начнут петь с чужого голоса, может быть, что-то не понимая и не желая понимать. Думаю, в странах, где произошли оранжевые революции, где разруха, страшные события, людей, поддержавшие это, ужаснулась. Этого они не хотели! Но это битва за ценности, и для нас сейчас это основная битва, да и за язык, конечно. Когда молодежь говорит на этом птичьем, условно говоря, языке, там и ценности другие.

Сейчас вдруг выяснилось, что в России очень многие подростки и дети, молодежь, не понимают, что такое фашизм. Недавно режиссер Хотинеко показал документальный фильм «Обыкновенный фашизм», и молодые говорят: «А что вы c5b0093ebe3668b891230d36e714d4eeнам показываете? – это пропаганда». А американские боевики, где русские – плохие и враги, это не пропаганда? Только они пропагандируют то, что надо им. Естественно, что идет пропаганда с обеих  сторон, распространение идей. Какая задача в информационной войне: свои идеи продвинуть как можно больше, а от чужих закрыться, разоблачить, если это разрушительно для государства. Американцы не разрешают пророссийскую пропаганду (как у нас разрешают прозападную), потому что она несет другие идеи, другой взгляд.

Так что битва разворачивается за ценности, за язык и, конечно, педагоги и родители могут сделать очень многое, потому что это люди, которые ближе всего к детям, которым они доверяют.

 

Грубость убивает цветы

Что еще хочется добавить по поводу силы языка. Мы создали общество арт-терапевтов, арт-педагогов, которые пытаются использовать искусство в коррекционных целях. Были люди, которые интересовались вопросами культуры и воздействия ее на психику, нравственность. На одной из конференций обсуждали тему «Искусство созидания или разрушения». Некоторые спорили: не может быть разрушительного искусства. А одна женщина сделала эксперимент, у нее были цветы в горшках, и над одними она читала молитвы, над другими – стихи Пушкина, над третьими произносила нехорошие, грубые слова. Те цветы, над которыми читались молитвы, очень хорошо росли. Цветы, над которыми читались стихи Пушкина росли, но не так хорошо, а над которыми ругались, начали хиреть. Повторила эксперимент и на срезанных цветах, которые воткнула в снег на разном расстоянии. Первые стояли прямо дольше всех, такая разница на фотографиях!

2bc72381f85c68cd188654751db9dd11_GenericТе, кто изучают влияние ругательств, особенно матерных, говорят, что они воздействуют на психику и даже повреждат клетки. Это вполне возможно. А молодежь ругается (поскольку произошла перемена ценностей), и даже не считает, что это плохо. Они так «разговаривают», им кажется, что это здорово. Они не понимают, что ругательства их унижают, а это уже неадекватность восприятия: когда человек себя уродует и вредит, но думает, что возвышает. Так себя ведут люди в помраченном состоянии.

Это огромная проблема, хотя законодательство не разрешает ругаться на улице – это оскорбление общественной нравственности. Есть регионы, например, Белгородская область, где ввели штрафы и мат резко сократился, запретительные меры очень даже действуют. А когда в Москве начали штрафовать автомобилистов, что не уступают дорогу, все такие вежливые стали! Очень важно, чтобы с одной стороны объясняли, а с другой – на проблему реагировали общество, взрослые, тогда это будет приносить плоды. От нас очень многое зависит…

Не дело, если взрослые стали бояться детей, даже мужчины, такое общество обречено. Главное – найти нужную форму и тональность, как сказать об этом. Нам в Москве удалось избавиться от непристойной рекламы, когда объединились и стали бороться с этим. Сейчас такой рекламы нет, и нет того откровенного разврата, когда ты впадаешь в состояние шока…

 

галимханова-113x1501

 

 

 

Подготовила Римма Галимханова